Вставай на защиту прямых номеров!
02.08.2007
Прямой номер - мечта многих абонентов мобильных операторов. Им пользуются не только бизнесмены, политики, но и службы такси, риэлтеры, да и прочие граждане, которые желают, чтобы родственники и друзья могли всегда им звонить практически бесплатно. И вот над этим благом завис дамоклов меч "Укртелекома" - монополиста на рынке фиксированной связи. Там уверены, что с 1 сентября прямой номер прекратит свое существование вообще как явление, по крайней мере, для операторов стандарта GSM.
C этой даты должен вступить в силу запрет Национальной комиссии регулирования связи (НКРС) об использовании услуги прямого номера операторами мобильной связи. Основание для такого шага "Укртелеком" видит в нежелании мобильных операторов делиться доходами от совершения таких звонков. Дело в том, что со своих абонентов операторы берут деньги за переадресацию, до 1,2 грн. за минуту. В то же время "Укртелеком" получает со звонящих на прямые номера от 0 до 5,4 коп. Еще юристы компании используют положения в Законе "О телекоммуникациях", где разделяются мобильная и фиксированная связь и лицензии на нее. В ход идут пассажи о том, что ведущие мобильные операторы "МТС-Украина" (бывшая UMC) и "Киевстар" не имеют лицензий на фиксированную связь. На самом деле это является просто формальностью, и получить необходимые лицензии компаниям не представляет особого труда. Так, например, они давно имеют дорогие лицензии на международную связь и ее предоставляют, также успешно конкурируя в этом сегменте с "Укртелекомом".
Прямые же номера мобильные операторы как правило арендуют у различных мелких компаний, вовремя подсуетившихся и получивших лицензии на фиксированную связь. "Укртелеком" может надавить через НКРС и на них, обвинив в том, что они не используют номерную емкость по назначению. И здесь мобильные операторы могут найти путь решения, например, в приобретении владеющих лицензиями и номерами компаний.
Еще реальней выглядит путь конвергенции, о котором заявили большинство мобильных операторов. В этом направлении движется отрасль телекоммуникации во всем мире. Ведь абоненту все равно, каким телефоном в какой сети он пользуется, главное, чтобы можно было говорить, принимать звонки и получать другие услуги. В Украине к решению вопроса наиболее близок "Голден Телеком", предоставляющий как мобильную, так и фиксированную связь, владеющий номерными ресурсами и заявивший о конвергенции. ГТ, в отличие от всех других мобильных операторов, раздает прямые номера всем контрактным абонентам бесплатно. С другой стороны и CDMA-операторы дают прямые номера, и у них пока их никто не собирается забирать, поскольку они формально владеют лицензиями на фиксированную связь посредством радиодоступа, а не на мобильную связь.
Реально же данная проблема уходит своими корнями в 2003 год, когда был введен принцип бесплатных входящих. До этого "Укртелекому" было все равно, на какие номера звонят: на прямые или "кривые". Операторы снимали с абонентов за входящие так же, как за исходящие, и половину отдавали госмонополисту. После этого установили стоимость звонка на мобильные через код на уровне 1,2 грн., а в качестве "заслонки" для прямых номеров придумали переадресацию по той же стоимости. Вот только разница в том, что при звонке с фиксированного на "кривой" мобильный номер госоператор снимает свою половину дохода (или меньше), а вот на переадресации зарабатывает исключительно мобильный оператор. Им бы поделиться с крупнейшим оператором фиксированной связи доходами, но они почему-то не хотят. Ведь это явно не лишние миллионы долларов, и оснований для братского дележа они не видят.
Мыкола Олиярнык, аналитик компании iKS-Consulting, уверен, что прямые номера сохранятся, потому что они принадлежат высокодоходным давним лояльным клиентам, и операторы будут стараться всячески сберечь эту категорию и не создавать им неудобств. Проблема в том, что "Укртелеком" хочет получить дополнительные доходы, операторы же не хотят с ним делиться.
"Я думаю, что будет какая-то политическая игра, но в конце концов номера сохранятся. Возможно, изменится модель взаиморасчетов. Каким образом, пока прогнозировать сложно. Победит тот, у кого сильнее лобби", - говорит Олиярнык.
Роман Химич, консультант компании Netton CG, напротив, считает, что разговоры о сильном лобби явно преувеличены, а ситуация с прямыми номерами может повернуться в любую сторону.
"Я не вижу у ведущих мобильных операторов каких-то особенно мощных "решателей вопросов". Единственный аргумент у сторон - это деньги", - говорит он.
По его мнению, МТС и Киевстар имеют возможность эффектно разыграть тему отмены прямых номеров, вплоть до организации общественного протеста и по примеру с ситуацией по отмене коротких номеров справочных служб - с письмами, требованиями, обращениями.
"Сегодня с одной стороны, НКРС демонстрирует готовность к уступкам и компромиссам, с другой стороны "Укртелеком" затягивает ответ на предложения мобильных операторов решить вопрос цивилизованно. Мобильные операторы стараются не конфликтовать с "Укртелекомом", чтобы не было хуже", - считает Химич.
Но похоже, что пока ситуация чем дальше, тем больше заходит в тупик. Так что не исключена еще одна мобильная революция - со стороны самих абонентов с прямыми номерами. А их не так уж и мало - пару сотен тысяч штыков наберется, и не только штыков, но и личных самолетов.
Придуманные проблемы Технолог по сетям связи03.08.07 15:18
С получением лицензий на местную и внз. связь операторами сетей СПС технологически все возвращается к принципам,которые были реализованы на момент начала запуска сетей СПС стандарта GSM (2000г.). Тогда Минсвязи РФ мудро разрешило предоставление в сетях СПС услуги "переадресации" для мобильных абонентов, учитывая необходимость наличия дополнительного номера в коде АВС.ПП между ЦК СПС и АТС местных сетей разрешались и работали в обе стороны. Все действия регулятра , приведшие к изменениям вышеприведенной технологии, не принесли абонентам никаких благ. Но и сегодня абонеты сетей фикс. связи не должны иметь лишние расходы от использования технических решений для пропуска нагрузки (через АМТС зоны)при вызове абонента своего же города набором 10-ти значного номера в коде DEF. Код DEF приравнен технологически ко второму АВС в зоне, что в данном случае некорректно.Технически возможно тарифицировать вызовы мобильных абонентов набором в коде DEF по местному тарифу, если вызывающий и вызыаемый абоненты принадлежат одному пункту проживания в зоне. Это технический вопрос, который на сегодня можно и нужно решать.Это исключит этот придуманный "нимб" около номеров в АВС и сделает номера в DEF такими же достойными. Тем более, что сегодня при введении "переадресации" в местных сетях ТФОП "кривыми" стали именно номера в АВС и это особенно плохо при связи типа моб.-моб. , доля которой в зоне составляет до 25%.