АНТОН БУРСАК, RBCDAILY
25.07.2007

Около 70 российских ИТ-компаний подписали документ, обещав не закупать компьютерную технику и комплектующие, захваченные в результате "товарного рейдерства". Нынешнее законодательство позволяет различным силовым структурам по сфабрикованным уголовным делам арестовывать склады ИТ-компаний, распродавать захваченную технику по цене в сотни раз ниже рыночной, считают компании. По данным участников рынка, таким образом в 2004-2005 годах рейдеры изъяли продукции на сумму в несколько десятков миллиардов долларов.

Вчера около 70 ИТ-компьютерных компаний подписали Хартию руководителей ИТ-компаний по вопросам этики и защиты собственности, подготовленную Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ). Как рассказал вчера президент компании "Пирит" Александр Гуккин, компьютерные компании столкнулись с проблемой "товарного рейдерства" не так давно. До недавнего времени атакам чаще подвергались сотовые ритейлеры, так этот рынок был более чем наполовину "серым" и найти повод для проверки и изъятия товара было очень легко. Схожую схему начали активно использовать и на компьютерном рынке, только поводом для изъятия дорогостоящей техники в качестве вещдоков служат не подозрения в контрабанде, а дела по другим статьям УПК, возбужденные следователем, связанным с заказчиками рейда. Президент Verysell Михаил Краснов считает, что "товарное рейдерство" мешает игрокам российского компьютерного рынка привлекать инвестиции, необходимые для развития бизнеса и зарубежной экспансии. В АП КИТ рассчитывают, что, если крупные игроки рынка добровольно откажутся покупать товар у фирм-посредников, связанных с рейдерами, захваты складов станут менее привлекательным средством заработка для коррумпированных силовиков.

Участники альянса намерены продвигать принятие поправок в законодательство, запрещающих продавать вещдоки без суда. Проект закона находится в правительстве. Председатель совета директоров ИК "Некстер" Антон Богатов считает, что в поправке нет необходимости: "Продажа вещдоков разрешена только в том случае, если речь идет о скоропортящихся продуктах. То, что происходит на компьютерном рынке, - беспредел, с которым можно бороться в рамках существующего УПК".

Генеральный директор ISG Алексей Кудрявцев сомневается, что декларации всех подписчиков хартии совпадут с их реальными интересами: "Такие соглашения работают на практике только в том случае, если все без исключения участники имеют высокую реальную заинтересованность в результате, а не "притянуты за уши" для весомости документа".