Игорь Цуканов, Юлия Белоус, Ведомости
19.06.2007

При поддержке со стороны государства объем российского IT-экспорта может вырасти с прошлогодних $1,5 млрд до $12,5 млрд к 2010 г., спрогнозировал вчера министр информтехнологий и связи Леонид Рейман. Участники рынка считают, что для этого мало создать инвестфонд и технопарки: нужно еще принять закон о налоговых льготах для IT-экспортеров и сформировать лобби для продвижения российского ПО за рубежом.

Выступая вчера на конференции, организованной "Ренессанс Капиталом", глава Мининформсвязи Леонид Рейман перечислил основные меры господдержки, благодаря которым, по его мнению, экспорт российских программных продуктов может вырасти к 2010 г. в восемь раз по сравнению с уровнем 2006 г. - до $12,5 млрд. Прежде всего министр вспомнил о программе создания технопарков, на которую правительство планирует потратить в 2008-2010 гг. из федерального бюджета около $740 млн, и Российском инвестиционном фонде инфокоммуникационных технологий (РИФИКТ), постановление о создании которого премьер Михаил Фрадков подписал еще в августе 2006 г. На первых порах этот фонд будет полностью государственным - федеральный бюджет вложит в его капитал около 1,5 млрд руб. К 2010 г. государство планирует полностью выйти из капитала РИФИКТа. Предполагается, что в результате деятельности этого фонда ежегодный объем инвестиций в IT-отрасль к 2010 г. вырастет до $500-600 млн против $80 млн в 2006 г., сказал Рейман. Правда, РИФИКТ так и не создан - как объяснял "Ведомостям" в конце мая высокопоставленный чиновник Мининформсвязи, ведомство долго не могло подыскать кандидатуру на должность гендиректора. Но теперь кандидат найден, сказал Рейман "Ведомостям". В ближайшие две недели РИФИКТ будет зарегистрирован, обещает источник в министерстве.

Без господдержки рост экспорта будет значительно более медленным - к 2010 г. объем поставок российского ПО за рубеж составит, по мнению министра, лишь $5,8 млрд.

Президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский считает неуместным говорить о росте IT-экспорта в условиях, когда созданы все условия для его сокращения. Еще в начале 2005 г. на совещании в Новосибирске российский президент Владимир Путин поручил чиновникам предусмотреть особый режим налогообложения IT-экспортеров, однако такой режим так и не вступил в действие, сожалеет Карачинский. Законопроект, снижающий налоговое бремя на программистов, в прошлом году был принят Думой в первом чтении, но на этом дело и остановилось. Сегодня совокупная налогооблагаемая база у российских программистов в четыре-пять раз выше, чем у индийских, китайских и бразильских, в результате отечественные фирмы не могут конкурировать на международном рынке, замечает Карачинский. "Бизнес продолжается, но нам приходится нанимать сотрудников за границей, - отмечает он. - Например, в прошлом году российские и ранее работавшие в России западные софтверные компании наняли 10 000 программистов на Украине, в результате в экономику России не поступило около $200 млн".

"Сегодня вся разработка [ПО] сосредоточена главным образом в Москве и Питере, и децентрализация [путем создания региональных технопарков] была бы, безусловно, полезна для экономики в целом, - передала "Ведомостям" глава "Лаборатории Касперского" (ЛК) Наталья Касперская. - Но нужно еще хорошенько подумать, как организовать процесс, для того чтобы IT-специалисты поехали с насиженных мест. Так же и налоговые льготы - их еще предстоит доработать". Сейчас "молодые компании не попадают под льготную схему, а именно они нуждаются в льготах в первую очередь", сетует Касперская, добавляя, что авторизировать компании на получение льгот должны не ассоциации, как сейчас, а госорганы.

А вот президент Cognitive Technologies Ольга Ускова считает объем экспорта в $12,5 млрд вполне достижимым. Она уверена, что закон о налоговых льготах будет успешно принят Думой: "Я не вижу особых препятствий для прохождения второго чтения этого закона, а по скорости наш законодательный процесс в три раза быстрее, чем, например, в Евросоюзе". Правда, замечает она, отечественным IT-экспортерам сейчас нужна не только и не столько господдержка, сколько хорошо организованное лобби на зарубежных рынках. "Надо развивать свою продажную структуру за границей, пытаться попасть в крупные международные программы Евросоюза и Ближнего Востока", - убеждена она.