Вера
Черенева
29.01.2025

ИТ-компания "БерингПойнт" должна выплатить "Сегеже Групп" 430 млн рублей за ошибки при проведении цифровой трансформации.

Процессы за миллиард

Масштабная трансформация бизнес-процессов в структурах "Сегежи Групп" закончилась разбирательством с подрядчиком. Компания "БерингПойнт", которая выполняла работы по объединению бизнес-процессов компании на базе единой платформы SAP S/4HANA, должна выплатить заказчику 430 млн рублей, - такое решение вынес 20 января Арбитражный суд Москвы. Судебный акт пока не вступил в законную силу, у "БерингПойнт" есть месяц на обжалование.

Изначально "Сегежа Групп" требовала с "БерингПойнт" значительно больше — 1,1 млрд рублей, что сопоставимо с общей стоимостью договора на проведение цифровой трансформации. Одну только неустойку "Сегежа Групп" оценила в 452 млн рублей, еще в 312 млн рублей - расходы на доработку системы. Но в суде посчитали требования "Сегежи Групп" чрезмерными.

Примечательно, что судебный процесс инициировала не сама "Сегежа Групп", а компания "БерингПойнт". Она в 2022 году потребовала взыскать со своего заказчика 834 млн рублей, из которых 390 млн рублей — задолженность по договору, а остальное — неустойки.

Во время разбирательства, которое длилось больше двух лет, суд пришел к выводу, что с ИТ-компанией "Сегежа Групп" окончательно не рассчиталась из-за того, что работы подрядчик до конца не выполнил. А в некоторых процессах, которые автоматизировал "БерингПойнт", нашлись ошибки.

Время гордости и похвалы

"К 2019 году Segezha Group столкнулась со значительным усложнением бизнес-модели, производственных цепочек и транспортных сетей, а также с ростом объемов и ассортимента продукции. В связи с этим возникла необходимость трансформировать и унифицировать большинство бизнес-процессов... принято решение реализовать эти задачи с помощью решения на базе SAP S/4HANA. Подрядчиком и консультантом по внедрению SAP стала компания BearingPoint", - так о проекте "Сегежи Групп" на своем сайте рассказывает "БерингПойнт".

Сама система SAP S/4HANA у "Сегежи Групп" на момент обращения к "БерингПойнт" уже имелась. В задачи подрядчика входило интегрировать эту систему с производственными процессами компании, в том числе лесозаготовкой, производством целлюлозы, бумаги, фанеры и пиломатериалов.

СПРАВКА MASHNEWS

SAP S/4HANA — это программный комплекс, который относится к системам ERP, он автоматизирует рутинные процессы, формирует аналитику по всем секторам деятельности компании, что позволяет оперативно принимать наиболее эффективные управленческие решения. Например, система содержит данные о работе оборудования, остатках на складах сырья и готовой продукции.

Поначалу все выглядело позитивно. В 2019 году стороны подписали договор на 1 млрд 128 млн рублей, "БерингПойнт" начал проводить работы. Завершить все мероприятия планировалось в 2021 году. Каждый этап работ "Сегежа Групп" оплачивала отдельно.

"Цифровизация коснулась всех видов деятельности компании: от управления производством, ремонтами и снабжением, складской и транспортной логистикой, проектами строительства — до финансов и отчетности. В управлении складами и техобслуживании оборудования обеспечена поддержка мобильных устройств", - говорится в релизе "БерингПойнт".

В январе 2021 года на порталах, посвященных лесопромышленному комплексу, появился релиз о том, что на Сегежском целлюлозно-бумажном комбинате и ООО "Сегежская упаковка" внедрена новая система управления на базе SAP S/4HANA. (На момент публикации этой статьи релиз непосредственно на сайте "Сегежи Групп" оказался удален)

Еще один релиз отраслевые издания обнародовали по итогам ПМЭФ-2021, где "Сегежа Групп" получила престижную награду SAP Unstoppable Business — за тот самый проект по трансформации бизнес-процессов.

Гром среди побед

В какой-то момент на Сегежском ЦБК заметили, что бумага заканчивается подозрительно быстро. Инвентаризация выявила недостачу 457 кг. Началось внутреннее расследование. Оно показало, что проблема именно в системе автоматизации, которая некорректно оценивала расход бумаги.

В "БерингПойнт" претензии частично признали, но указали, что в техническом задании не учитывался ряд моментов и вообще, когда компания провела мероприятия на "Сегежском ЦБК" и протестировала работу системы, вопросов ни у кого не возникло.

В "Сегеже Групп" факт приемки работ не отрицали, но парировали, что проблемы имели отложенный эффект и на этапе приемки выявить их не представлялось возможным. При дальнейшей проверке работы системы вскрылись и другие проблемные направления. Между тем, "Сегежа Групп" не спешила полностью закрывать оплату по договору. Всего компания перечислила "БерингПойнт" 982 млн рублей. Не дождавшись окончательного расчета, ИТ-компания пошла в суд, а "Сегежа Групп" инициировала экспертизу, которая пришла к выводу, что с учетом НДС в "БерингПойнт" выполнили работы на 824 млн рублей вместо 1,128 млрд рублей по договору. С учетом этих вводных в "Сегеже Групп" посчитали, что только неосновательное обогащение ИТ-компании составило 157 млн рублей.

Во время разбирательства представители "БерингПойнт" заявляли, что в изначальном ТЗ не были прописаны многие нюансы, а сам факт того, что "Сегежа Групп" принимала работы и сообщала о проведении цифровой трансформации в релизах, свидетельствует о том, что компанию все устраивает. В "Сегеже Групп" парировали, что проблемы вскрывались уже в процессе эксплуатации. Экспертиза показала, что многие процессы в технической документации вообще не прописаны. В "Сегеже Групп" воздержались от комментариев по данному спору, "БерингПойнт" на запрос Mashnews пока не ответил.

Тонкие моменты

По словам Кирилла Каткова, юриста Maxima Legal, шансы "БерингПойнт" на взыскание с "Сегежи Групп" существенно уменьшились после результатов экспертизы и для дел, связанных с созданием различных цифровых платформ, результаты заключения играют решающую роль.

"Проблемы при внедрении информационных систем на предприятия заключаются в том, что для определения полноты исполнения обязательств по договору, наличия дефектов необходимо заключение достаточно узких специалиста в области ИT-технологий, что само по себе предопределяет возникновение споров", - сообщил Mashnews адвокат Адвокатской палаты г. Москвы Олег Пантюшов, изучивший по просьбе Mahnews обстоятельства спора.

Собеседник редакции отметил, что в отрасли существует ряд нормативов, например, "ГОСТ 34.602-2020. Межгосударственный стандарт. Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы", он появился в 2021 году.

"Суд самостоятельно, как правило, не оценивает и не применяет технические правила, это компетенция специалистов-экспертов, которые при назначении судебной экспертизы предупреждаются судом об уголовной ответственности за дачу заведомо должного заключения", - подчеркнул Олег Пантюшов.

В целом споры, касающиеся цифровизации промышленных предприятий, регулируются нормами Гражданского кодекса. Это пояснил Mashnews cтарший юрисконсульт BLCONS Group Юрий Волошин.

"В юридическом сообществе и в органах исполнительной власти давно ведутся разговоры о необходимости принятия Цифрового кодекса. Вместе с тем, ряд специалистов, мнение которых мы с коллегами разделяем, считают принятие подобного специализированного кодекса избыточным", - обратил внимание эксперт и подчеркнул, что в рассматриваемом контексте "цифровые платформы и другие системы цифровизации" - это такой же продукт, как, например, дом или деревянный табурет. "В большинстве случаев, особенность цифрового продукта в том, что он обладает уникальными характеристиками и свойствами, приданными ему разработчиком", - отметил Юрий Волошин.

В теории о недостатках системы заказчик может узнать до начала эксплуатации, например, во время настройки и тестирования системы или пилотного внедрения.

"Запуск системы в ограниченном масштабе позволяет оценить ее работу в реальных условиях и внести необходимые коррективы", - сообщил Mashnews член президиума Совета по цифровой трансформации при Минпромторге России Алексей Никонов. При этом эксперт подчеркнул, что, несмотря на все меры предосторожности, полностью исключить возможность возникновения проблем невозможно. Поэтому важно предусмотреть механизмы оперативного реагирования и устранения возникающих неполадок.

Платформа с гарантией

На системы цифровизации и управления производством также распространяются гарантии качества, рассказал Кирилл Катков. "Заказчик вправе предъявить свои требования, связанные с недостатками системы цифровизации, если они обнаружены в течение гарантийного срока. Если гарантийный срок на работы не установлен договором, то применяется норма закона, согласно которой требования по качеству могут быть предъявлены заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы", - отметил Кирилл Катков.

По словам Алексея Никонова, после истечения гарантийного срока компании могут заключить договор на техподдержку или послегарантийное обслуживание. При этом эксперт обратил внимание на то, что разработчик базовой платформы – SAP - ушел из России. Это обстоятельство значительно усложнило процесс обслуживания системы, нередко компании ищут возможность перехода на другие ERP-системы, например, 1С:ERP, которые более адаптированы к российским реалиям.

Работы по цифровизации и трансформации производства ведутся по всей стране. По данным Росстата, в 2023 году ERP-системы применяли 20,5% предприятий и организаций по всей стране. Для сравнения, в 2013-м году, показатель внедрения ERP был на уровне 7,5%. Компании активно внедряют цифровые решения, и, как считают эксперты, в судах в ближайшее время вырастет число споров между предприятиями и ИТ-компаниями о том, почему система работает не так, как задумывалось.

СПРАВКА MASHNEWS

Компания "БерингПойнт" ведет свою деятельность с 2001 года. Выручка по итогам 2023 года составила 1,7 млрд рублей, чистая прибыль – 88 млн рублей. В январе 2024 года компания провела ребрединг и теперь ведет свою работу под брендом BeringPro.

Группа компаний "Сегежа" работает с 2014 года. В структуру группы входит "Сегежский ЦБК", "Сокольский ЦБК", завод "Сегежская упаковка", три фанерных завода, десять деревообрабатывающих заводов и комбинатов. В 2021 году в группу вошло Верхнеленское речное пароходство. Выручка ГК "Сегежа" за 9 месяцев 2024 года составила 76 млрд рублей.

Новости из связанных рубрик