Результаты российского e-commerce за 2024 г.
Аналитики "ЮKassa" (сервис для приема онлайн- и офлайн-платежей компании ООН НКО "ЮМани" - "ЮMoney") подвели итоги 2024 г. в e-commerce. По их данным, оборот магазинов, подключенных к сервису, вырос на 20%, при этом число покупок выросло на 17%, а средний чек - на 3% и составил 1282 руб.
Чем меньше, тем больше
Согласно сообщению "ЮMoney", наиболее динамичное развитие в 2024 г. наблюдалось у небольших магазинов. Их обороты выросли на 72%, а средний чек малых и средних площадок в среднем вдвое выше, чем у крупных.
По данным "ЮKassa", в 2024 г. доля самозанятых осталась на уровне 2023-го, как и ИП, а доля юрлиц снизилась на 3 п.п. Самозанятых стало на 44% больше, тогда как количество юрлиц увеличилось на 28%, а ИП - на 23%. Число небольших магазинов (с оборотом до 1 млн руб. в месяц) выросло на 78% год к году. Их общий оборот увеличился на 72%, число платежей - на 65%, а средний чек - на 4%, до 1842 руб. Средних магазинов (с оборотом до 15 млн руб. в месяц) стало на 25% больше. Оборот платежей вырос на 43%, число оплат - на 36%, а средний чек - на 5%, до 1954 руб. Количество крупных площадок (с оборотом от 15 млн руб. в месяц) увеличилось на 22%. Их оборот стал на 41% больше, число платежей выросло на 54%, а средний чек снизился на 8% и составил 786 руб.
Коммерческий директор "ЮMoney" Дмитрий Кармишин отметил, что самостоятельные онлайн-магазины продолжают развитие, невзирая на доминирование огромных маркетплейсов на рынке. По его словам, тот факт, что средний чек средних и малых магазинов превосходит средний чек маркетплейсов, доказывает, что покупатели готовы платить больше за уникальный товар или персонализированный сервис.
Представитель пресс-службы ООО "Озон" (Ozon) рассказал, что за девять месяцев 2024 г. оборот e-commerce-сегмента компании, включая услуги, вырос на 71% и превысил 1,9 трлн руб. По его словам, рост GMV (совокупная стоимость товаров, проданных на торговой площадке за определенный период времени без учета возвратов, обмена и скидок) обеспечивают высокие темпы роста у предпринимателей. Так, например, в lll квартале 2024 г. их оборот на Ozon вырос быстрее, чем у компании, - на 64%. Число активных продавцов превысило 550 тыс., более 80% которых живут в регионах России.
https://www.comnews.ru/content/235201/2024-09-16/2024-w38/1008/ozon-vyp…
По словам представителя пресс-службы ООО "Флаувау" (онлайн-платформа Flowwow), маркетплейсы, специализирующиеся на нишевых категориях, становятся все более востребованными на фоне динамичного развития e-commerce в РФ. Оборот маркетплейса Flowwow по итогам первого полугодия 2024 г. достиг 8,43 млрд руб., превысив показатели аналогичного периода 2023 г. в два раза.
"Такой темп развития сохранялся и раньше: в 2023 г. и 2022 г. оборот также удваивался по сравнению с предыдущими периодами, подтверждая устойчивую динамику роста", - отметил он.
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов отметил, что малые и нишевые магазины демонстрируют самый быстрый рост на начальных этапах развития рынка. Главные причины - гибкость и способность к внедрению инноваций. Однако по мере созревания рынка средние и крупные компании вырвутся вперед по абсолютным объемам роста благодаря преимуществам масштаба и значительным инвестициям.
Что лучше всего продается
Согласно данным аналитиков "ЮKassa", магазины одежды остались в лидерах в 2024 г. Средний оборот магазинов мужской и женской одежды вырос на 31%, детской одежды - на 34%, спортивной одежды - на 60%. При росте числа платежей на 27%, 34% и 52% соответственно.
Другим лидером e-com стали магазины строительных материалов. Аналитики компании отметили, что за 2024 г. обороты магазинов стройматериалов выросли на 89%, а "все для дома" - на 87%. Средний чек в этих магазинах вырос на 21% и 27% и превысил 17 тыс. и 15 тыс. руб.
Отдельного упоминания заслужили магазины из категории "все для спорта и туризма" и спортивного питания и БАДов. Их обороты, число платежей и средний чек выросли до 69% и 73%, 58% и 52% и 7% и 14 % (более 11 тыс. и 7000 руб.) соответственно.
"Согласно предварительным данным ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), топ-5 самых популярных категорий товаров в интернете в 2024 г. остался прежним. На первом месте - цифровая и бытовая техника (15,1% от всех покупок), далее следуют мебель и товары для дома (14,9%), одежда и обувь (14,6%), продукты питания (13,8%) и товары для красоты и здоровья (7,6%, 142 млрд руб.). Однако необходимо учитывать, что окончательные данные по итогам прошлого года еще не посчитаны и могут немного отличаться, их публикация ожидается в феврале 2025 г. Так, по некоторым прогнозам, доля покупок цифровой и бытовой техники по итогам 2024 г. может составить лишь 12-14%, а обуви и одежды - 15%, в связи с чем лидеры еще могут поменяться местами", - рассказал Владимир Чернов.
"Среди товарных категорий маркетплейса Fashion остается самой быстрорастущей: в 2024 г. оборот категории вырос более чем в два раза год к году", - рассказал представитель пресс-службы Ozon.
По словам представителя ООО "РВБ" (маркетплейс Wildberries), в минувшем 2024 г. самыми популярными категориями были (в алфавитном порядке) аксессуары, белье, игрушки, обувь, одежда, посуда и инвентарь, продукты, текстиль, товары для дома, а также смартфоны и аксессуары.
"При этом самую высокую динамику роста показали относительно новые категории, такие как крупная бытовая техника, мототовары, ручной инструмент, оргтехника, отделочные материалы, садовая техника, сетевое оборудование, стройматериалы, а также электроинструмент и оборудование. Средний рост по ним составил почти 130% год к году по обороту и 116% в натуральном выражении - по количеству товаров", - отметил он.
Представитель пресс-службы ПАО "МТС" рассказал, что в 2024 г. самой растущей категорией в интернет-магазине компании стали смартфоны. По его словам, на них пришлось до трети всех продаж, также в тройку популярных товаров попали наушники (25%) и аксессуары для смартфонов (18%).
"Хотя цветы остаются ключевой категорией, обеспечивая 84% оборота, спрос на неклассические подарки продолжает расти. Все больше покупателей выбирают товары из кондитерских, съедобные букеты и растения в горшках. В среднем бенто-торт в 2024 г. стоил 1584 руб., классический торт - 3151 руб., а капкейки - 1929 руб. Покупатели проявляют повышенный интерес к услугам персонализации подарков: например, чаще покупают десерты с индивидуальным дизайном", - отметил представитель пресс-службы Flowwow.
https://www.comnews.ru/content/236006/2024-11-01/2024-w44/1008/biznes-e…
Платежи с помощью карт сокращаются
Аналитики отметили, что тренд на альтернативные платежные методы сохранился и в 2024 г. Они отметили, что банковские карты все еще используются в 50% по общему количеству операций и 54% по числу платежей, но показатели неуклонно падали весь год и общее падение составило 23%. Для сравнения, в 2023 г. на банковские карты приходилось более 78% операций по обороту и 76% по количеству платежей.
"Доля метода SberPay в 2024 г. составила 15% по обороту и 13% по числу платежей (в 2023 г. было 10% и 13% соответственно). Рост к 2023 г. - 75% по обороту и 21% по количеству оплат. Оборот платежей кошельком "ЮMoney" вырос на 48%, а число оплат - на 42%", - говорится в сообщении.
По словам Дмитрия Кармишина, российские пользователи оценили альтернативные методы оплаты и связанные с ними удобства. По его мнению, это запрос на удобные и технологичные решения и разнообразие платежных средств - преимущество онлайн-магазинов.
"Если говорить про методы оплаты на маркетплейсе, то "Ozon Карта" остается самым популярным, при этом объем транзакций за пределами Ozon продолжает расти: по итогам III квартала 2024 г. больше 30% оборота по картам пришлось на внешние операции", - согласился представитель пресс-службы Ozon с аналитиками "ЮKassа".
Представитель пресс-службы Flowwow заметил, что клиенты маркетплейса чаще всего оплачивают заказы картами "Мир" и с помощью SberPay. По его словам, платежные предпочтения пользователей e-commerce меняются, однако в сегменте подарков ключевую роль играют скорость и надежность транзакций.
Почему так
"В "ЮKassa" ожидают, что в 2025 г. самостоятельные интернет-магазины продолжат развиваться, как и альтернативные способы оплаты. Важным фактором успеха останется омниканальность, а роль искусственного интеллекта в продажах и рекомендательных сервисах будет усиливаться", - говорится в сообщении.
https://www.comnews.ru/content/236998/2024-12-23/2024-w52/1008/iskusstv…
Однако у директора продуктового направления ООО "Проактивити" ("Рейтинг Рунета") Александра Туника иное мнение. Он рассказал, что главным драйвером e-commerce являются инфляция и уход зарубежных брендов. Лучшим доказательством, по его словам, является сегмент одежды, который сильнее всех пострадал от санкций и сильнее всех вырос.
По словам партнера и заместителя генерального директора ООО "Корус Консалтинг ГК" (ГК "Корус Консалтинг"), основателя платформы Selty Марии Бар-Бирюковой, на развитие отрасли в 2025 г. повлияют снижение темпов роста маркетплейсов и смещение фокуса оптовых и розничных компаний на создание и запуск интернет-магазинов.
"Несмотря на то, что доля крупнейших онлайн-ретейлеров остается доминирующей на рынке и составляет около 81%, торговые компании все чаще стремятся диверсифицировать каналы продаж и комбинировать продажи на маркетплейсах с развитием альтернативных каналов сбыта. Причем этот тренд характерен не только для крупных игроков, но и для СМБ-сегмента. Для бизнеса такой подход выгоден: у маркетплейсов есть несколько весомых минусов, в числе которых невозможность выстраивать долгосрочные взаимоотношения с покупателями, сниженная маржинальность, а также жесткие политики в области ценообразования и программ лояльности. По оценке Sellty, число собственных интернет-магазинов для среднего, малого и микробизнеса в области электронной коммерции вырастет минимум на 40% до конца 2025 г.", - сказала она.
Другим важным фактором, влияющим на развитие e-com, все еще остается уход зарубежных вендоров ИТ-решений для быстрого создания и запуска онлайн-магазина. По словам Марии Бар-Бирюковой, ограничение доступа к зарубежным продуктам (Ecwid, Wlx) сильно ударило по российским компаниям и заставило их искать альтернативы среди российских решений.
"Среди отечественных разработчиков подобных ИТ-решений конкуренция будет усиливаться. Сегодня крупнейшие игроки уже сравнялись по базовой функциональности платформ для автоматизации продаж. В 2025 г. они будут соревноваться за внимание клиентов за счет уникальных функций, позволяющих персонализировать клиентский опыт", - отметила Мария Бар-Бирюкова.
Представитель пресс-службы Flowwow отметил, что на развитие e-commerce влияют регионы. По его словам, около 45% выручки Flowwow приносят Москва и Санкт-Петербург, но продажи в других городах активно растут.
"Так, в Екатеринбурге обороты маркетплейса только за первое полугодие увеличились более чем вдвое - на 114%, достигнув 177 млн руб. В Казани за шесть месяцев оборот вырос на 97%. Flowwow продолжает расширять присутствие в городах России. Также онлайн-торговля становится доступнее для предпринимателей, они активнее выходят на новые для себя площадки. В 2024 г. к Flowwow присоединились 34 тыс., из которых почти 11 тыс. прошли модерацию и активировали магазин, а 8000 совершили первую продажу. Таким образом, конверсия из регистрации в активацию составила 31%. Нишевые маркетплейсы развиваются за счет персонализированного подхода: на таких площадках хорошо знают запросы аудитории и селлеров, что помогает подстраивать продукт под их цели", - заключил представитель пресс-службы Flowwow.
https://www.comnews.ru/content/236650/2024-12-04/2024-w49/1008/rynok-e-…