Вице-премьер Дмитрий Григоренко (фото Национального центра "Россия")
Госдума приняла закон, который обяжет маркетплейсы с 1 сентября 2026 г. предоставить покупателю ссылку на реестр сертификатов и деклараций в описании товара. В другом разрабатываемом законопроекте о платформенной экономике требования к платформам усилятся: объектом регулирования станут трудовые отношения, рекомендательные алгоритмы, цены.
© ComNews
18.12.2024

17 декабря Государственная дума РФ приняла в третьем чтении законопроект №594254-8, который обязывает продавцов (владельцев агрегаторов) с 1 сентября 2026 г. предоставить покупателю ссылку на реестр сертификатов и деклараций в описании товара.

Поправки вносятся в закон "О защите прав потребителей". Согласно пояснительной записке, не все продавцы рядом с товаром обязаны размещать ссылку на то, что он соответствует всем требованиям и включен в единый реестр выданных сертификатов соответствия. В итоге потребитель вынужден сам искать эту информацию.

В случае, если реализуемая продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия, владелец агрегатора должен в описании товара указать это. Новое регулирование предлагается не распространять на продажу товаров, бывших в употреблении, и в случае заключения договора купли-продажи на территории торгового объекта.

В июле 2024 г. на законопроект поступил положительный отзыв правительства РФ, который подписал заместитель председателя правительства РФ, руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко.

На открытом диалоге в Национальном центре "Россия" 17 декабря он рассказал о подробностях другого законопроекта - о платформенной экономике, - который пока находится на разработке в Министерстве экономического развития РФ.

"Мы обсуждаем вопрос о том, что платформа должна, как и в обычном офлайн-режиме, например, в магазине или торговом центре, информировать граждан о доступе к информации о товаре и услугах. В магазинах размещаются книги с информацией для потребителей. То же самое должно быть и на платформе, где бы то ни было, и это нуждается в регулировании", - рассказал Дмитрий Григоренко.

По его словам, в регулировании работы цифровых платформ важно учитывать, платят ли продавцы налоги или нет, потому что это влияет на конкуренцию и общий режим работы; кроме того, между работниками и платформой зачастую оформляются гражданско-правовые договоры, чтобы сэкономить на страховых взносах, и это тоже, по словам Дмитрия Григоренко, требует регулирования.

Кроме того, как отметил Дмитрий Григоренко, под регулирование может попасть аспект продвижения товаров с помощью алгоритмов и принцип работы рекомендательных систем, а также установление минимальных цен, скидок.

"Мы подготовили законопроект и рассчитываем, что в следующем году внесем его в Государственную Думу. Главная задача - проговорить эти проблемы с бизнесом, обсудить и сделать", - заключил Дмитрий Григоренко.

Генеральный директор ООО "Бронирование Гостиниц" (сервис онлайн-бронирований Ostrovok.ru) Дарья Кочеткова выступила за регулирование платформ, отдельно отметив, что законы для платформ не должны противоречить уже имеющимся.

Кроме того, Дарья Кочеткова подчеркнула, что взаимоотношение платформ между собой способно регулировать только государство: "Поскольку платформы являются поставщиками и партнерами друг для друга, должна быть честная конкуренция. Только с помощью государства мы сможем наладить честный диалог, в котором все сегменты будут взаимовыгодно работать на пользу клиентов", - добавила она.

Пресс-служба Ассоциации цифровых платформ (в нее входят такие компании, как "Авито", "Озон", Wildberiies, "Купер", "Яндекс Такси") сообщила корреспонденту ComNews, что ассоциация находится в постоянном контакте как с регуляторами, так и с законодателями для выработки взаимоприемлемых решений: "Считаем, важно избежать жестких ограничений и избыточного вмешательства в бизнес-процессы, не сломать бизнес-модель".

"При разработке законопроекта важно учитывать, что цифровые платформы работают по-разному в зависимости от рынка. Предлагается обязать продавцов предоставлять данные о товарах и услугах, а платформы - проверять их достоверность. Кроме того, ответственность за ущерб покупателю хотят возложить на саму платформу. Однако такие требования сложно применить, например, к сделкам с недвижимостью или автомобилями. Обязательная публикация документов в этом случае может привести к утечке личных данных граждан", - добавила пресс-служба Ассоциации цифровых платформ.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов поделился следующим мнением ассоциации о законопроекте о платформенной экономике: "Важно, чтобы в нем не было несвойственных сущности информационного посредника требований. В законопроекте есть ряд серьезных требований по работе с госсистемами, поэтому важно при реализации законопроекта обеспечить бесперебойную работу всех этих систем и функциональный API".

Пресс-служба ООО "Вайлдберриз" (Wildberries) сообщила, что последняя редакция законопроекта, с которой Минэкономразвития ознакомило отрасль, в большей степени сбалансирована с точки зрения предъявляемых к цифровым платформам требований.

Но, как отмечает пресс-служба Wildberries, доработка законопроекта все еще нужна: в частности, в текущей редакции законопроект все еще подразумевает ограничения на установление платформами скидок на товары продавцов. "Такие ограничения не будут своевременными в условиях борьбы с растущей инфляцией и востребованностью скидок у граждан. Поэтому ограничение на их установление со стороны платформ может негативно сказаться на покупательском спросе и привести к росту цен и снижению оборота селлеров маркетплейсов", - сообщила пресс-служба Wildberries.

В текущей версии законопроекта за нарушение требований для платформ предусмотрен штраф в размере 500 тыс. руб. Пресс-служба Wildberries отметила, что этот штраф может быть несоразмерен его предмету, и требуется рассмотреть дифференциацию размера удержаний в зависимости от степени опасности деяния.

Новости из связанных рубрик