Как изменился российский рынок робототехники за 5 лет. Результаты опроса о развитии робототехнических компаний 2020—2024 гг.
Опрос провели RoboJobs, PRO Роботов и Национальная ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР). В нем приняла участие 51 робототехническая компания. Цель опроса — определить, как повлияли пандемия COVID-19, специальная военная операция (СВО) и уход западных производителей на развитие робототехнической отрасли. Опрос проводился в марте и апреле 2024 года.
Исследование проводилось также в ходе подготовки новой
В 2024 году в России 463 компании разрабатывают, производят и интегрируют сервисных роботов для бизнеса, и все они собраны теперь в одном месте. В прошлой карте, которая была выпущена в 2021 году, было 290 компаний. Таким образом, их число на карте увеличилось на 60%. Компании распределены по 20 сегментам карты, таким как логистика и транспорт, медицина и реабилитация, сельское хозяйство и животноводство, общественные места и сервис, клининг и дезинфекция, образование и наука.
Из представленных на карте 463 компаний 124 организаций занимаются научно-исследовательской деятельностью (26,8%), 272 компании – разработкой роботов (58,7%), 67 компаний – дистрибуцией и оказанием услуг на базе роботов (14,5%).
Исключительно на робототехнике специализируются 224 компании, что составляет почти половину из общего числа (48,6%). Еще 114 участников карты (24,7%), помимо робототехники, также работают в других сегментах.
Благодаря проведенному опросу впервые за долгое время удалось собрать актуальные сведения о состоянии российского рынка робототехники и занятости в робототехнических компаниях. Среди опрошенных были представители разных сегментов рынка:
- производители сервисных роботов;
- производители промышленных роботов;
- разработчиков софта для роботов;
- интеграторы промышленных роботов;
- крупные корпорации, имеющие собственные подразделения в области робототехники;
- поставщиков компонентов для роботов;
- университеты и институты.
Указывая область деятельности, компании могли выбрать сразу несколько вариантов. Самыми популярными специализациями стали промышленная робототехника, складская робототехника, диагностика и мониторинг, разработка и поставка компонентов для роботов — их участники отмечали чаще всего.
Первым мы задали вопрос о том, с какого года организации осуществляют свою деятельность в области робототехники в России.
Пик создания робототехнических компаний пришелся на 2017, 2019 и 2022 гг.
Старейшая организация среди опрошенных, которая занимается робототехникой более 50 лет, — это Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК), основанный в 1968 г.
25,5% опрошенных компаний были основаны в 2021—2024 гг, а 47,1% — между 2016 и 2020 гг. В 2011—2015 гг. появилось 11,8% компаний, в 2001—2010 гг. — 13,7%. До 2000 г. возникло 2% организаций.
Таким образом, 35,5% опрошенных компаний существуют меньше 5 лет, 39,2% – от 5 до 9 лет. Отметим, что не все компании, которые открывались, до сих пор действуют – некоторые ушли с рынка, они в опросе не представлены.
Занятость в робототехнических компаниях
Чтобы определить, какой размер имеют российские робототехнические компании, мы спросили участников, сколько сотрудников у них было в январе 2024 года.
В январе 2024 года 9,8% компаний имели штат более 100 человек, 11,8% — от 51 до 100 человек, 9,8% — от 31 до 50 человек. В 35,3% компаний числилось от 11 до 30 сотрудников, в 33,3% — до 10. Медианное число сотрудников в опрошенных компаниях составило 20 человек.
Какие нужны специалисты?
Мы также уточнили, какие специалисты нужны компаниям для развития. Самыми востребованными специальностями для робототехнических компаний стали:
1. Инженер-конструктор.
2. Программист.
3. Менеджер по продажам.
Меньше компаний ищут сотрудников на вакансии:
1. Специалист по международным продажам и внешнеэкономической деятельности.
2. Логист.
3. Инженер-исследователь.
Эти позиции актуальны в основном для крупных компаний (отметим, что среди опрошенных только 21,6% имеют более 50 сотрудников).
Следующими мы задали вопрос о количестве клиентов. У большинства компаний (70,6%) в 2023 году увеличилось количество клиентов. В то же время у 11,8% компаний оно сократилось, а у 17,6% – осталось неизменным.
Для оценки зрелости робототехнических компаний мы задали вопрос о стадии развития их продуктов. Участники могли выбрать несколько стадий, если они создают несколько продуктов. 76,5% опрошенных указали, что их проекты находятся на стадии коммерциализации, — это значит, что ¾ компаний еще только доводят свои разработки до рынка и тестируют гипотезы об их продаже. В то же время 45% опрошенных уже занимаются масштабированием производства.
Экспорт
58,8% респондентов не экспортируют свои решения и пока не планируют выходить на зарубежные рынки. Только 21,6% компаний уже экспортируют свои товары и услуги за рубеж, а 19,6% — намереваются развивать экспортное направление в 2024 году.
В
Таким образом, за 4 года количество компаний, работающих на экспорт, незначительно увеличилось. При этом в целом российские робототехнические организации стали больше ориентироваться на внутренний, а не на внешний рынок. Некоторые компании, для которых экспорт был в приоритете, открыли юридические лица в других странах, чтобы продолжить осуществлять поставки за рубеж.
Для развития экспорта компании оценивают следующие регионы как наиболее перспективные:
1. Юго-Западная Азия (ОАЭ, Саудовская Аравия, Турция, Иран, Ирак, Сирия, Азербайджан, Армения и т.д.)
2. Центральная Азия (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан).
3. Юго-Восточная Азия (Сингапур, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Таиланд и т.д.).
Наименее перспективными регионами для экспорта российские робототехнические компании считают Северную Америку, Австралию, Южную Азию (Индия, Непал, Пакистан, Афганистан) и Западную Европу.
Выводы
Опрос показал, что, несмотря на Covid-19 и СВО, российские робототехнические компании демонстрируют положительную динамику по многим показателям. Большинство из них за 2023 год увеличили количество клиентов и выручку. 88,2% организаций планируют в 2024 году открыть новые рабочие места. Суммарно их будет 580 — на 19,2% больше, чем в январе текущего года. Таким образом, план по росту найма составляет приблизительно 20% в год. Больше всего робототехнические компании нуждаются в квалифицированных инженерах-конструкторах, программистах и менеджерах по продажам.
Представители 21 компании, участвовавшей в опросе, отметили, что помимо ведения бизнеса в России они экспортируют товары и услуги на зарубежные рынки или собираются налаживать экспорт. Самыми привлекательными регионами для этого назвали Юго-Восточную, Юго-Западную и Центральную Азию.
Также можно сделать вывод, что уход иностранных партнеров из России не имел серьезных отрицательных последствий для робототехнической отрасли. Наоборот, он способствовал развитию рынка и сделал робототехнику более привлекательным направлением для инвестиций. Компании продолжают развиваться, расширяют клиентскую базу и планируют увеличивать количество сотрудников к началу 2025 года.
Подробнее о ведущих робототехнических компаниях России можно узнать на
Из представленных на карте 463 компаний 124 организаций занимаются научно-исследовательской деятельностью (26,8%), 272 компании – разработкой роботов (58,7%), 67 компаний – дистрибуцией и оказанием услуг на базе роботов (14,5%). Исключительно на робототехнике специализируются 224 компании, что составляет почти половину из общего числа (48,6%). Еще 114 участников карты (24,7%), помимо робототехники, также работают в других сегментах.