На фото: ведущий менеджер ООО "Иви.Ру" (онлайн-кинотеатр ivi) Максим Раевский
В дата-центре М9 (АО "ММТС-9") закончилось место. Ни один новый провайдер телекоммуникационных услуг не сможет разместить там оборудование, а у действующих нет возможности его расширить. В ММТС-9 сходятся сети всех операторов связи в России.
Ведущий менеджер ООО "Иви.Ру" Максим Раевский (фото ComNews)
© ComNews
03.12.2024

Об этом рассказал ведущий менеджер ООО "Иви.Ру" (онлайн-кинотеатр ivi) Максим Раевский во время панельной дискуссии "Георезервирование: вызовы и возможности" на площадке Пирингового форума - 2024. По его словам, в самом крупном дата-центре, в котором сходятся все операторы связи, закончилось место.

По словам представителя пресс-службы ООО "РТК - ЦОД" (в его ведении находится М9), здание ЦОДа М9 физически не может вместить всех желающих там разместиться, и компания ведет строительство новых объектов, которые помогут удовлетворить существующий спрос с сохранением желаемого потребителями качества услуг.

"В первом полугодии 2025 г. в Нижнем Новгороде будет открыт центр обработки данных на 400 стоек. При этом РТК-ЦОД может осуществлять обмен трафиком на любой из своих площадок", - заявил представитель пресс-службы "РТК - ЦОД".

"ММТС-9 - это рассадник российского интернета, там есть все операторы связи, которые привлекают друг друга. Мы рано начали пользоваться ресурсами этой площадки, сначала мы использовали М9 для подключения операторов, которых нигде больше не было, например MSK-IX. Со временем мы увеличили присутствие в дата-центре, сейчас у нас там 12 стоек с самым разным оборудованием, которое потребляет огромное количество электричества. Последние несколько лет мы просили у руководства дата-центра дать нам возможность расширить присутствие, но нам постоянно отказывали с просьбой обратиться через полгода, теперь нам сказали, что больше места нет", - сказал Максим Раевский.

Он отметил, что 41 оператор связи (располагающие инфраструктуру в тех же ЦОДах, что и ivi) подключен на М9, в то же самое время в двух других дата-центрах (РТК-ЦОД Боровая и ЦОД Linx) число подключенных провайдеров составляет около 10. В случае частичного или полного отказа оборудования (как во время московского блэкаута) нагрузка на оставшиеся ЦОДы кратно возрастет, и это приведет к деградации трафика у всех операторов связи интернета по всей стране.

"В случае повторения блэкаута, когда южная часть Москвы была без электричества, трафик каждого из операторов, в первую очередь региональных, отправится по резервному стыку к одному из больших операторов. Это приведет к тому, что трафик на стыке между большими операторами вырастет приблизительно в два раза от резерва, который большие операторы заложили", - предупредил директор по развитию сетевой инфраструктуры ООО "Яндекс" Алексей Соколов.

По словам модератора дискуссии и руководителя направления департамента поддержки продаж телеком-бизнеса АО "Компания ТрансТелеКом" Алексея Кипчатова, весь этот трафик "уйдет в дропы".

Все дороги ведут в Третий Рим, а все каналы ведут в М9

"В конце 1980-х гг. в Советском Союзе началось строительство первой сети цифровых каналов под названием "Искра Два", - рассказал Алексей Соколов. - Она связывала ЦК КПСС с целым рядом обкомов и горкомов по всей стране. Эта сеть развивалась на базе ММТС-9. Поэтому, когда в середине 1990-х гг. возник вопрос о развитии сетей, М9 стало местом, куда сходились все цифровые каналы и откуда можно по IP выходить в регионы. Так до сих пор это проклятие и остается, подавляющее большинство операторов приходят на М9. Так исторически сложилось, что М9 - сердце всей системы".

По его словам, ситуация становится только хуже, так как многие компании, особенно крупные, по отдельности считают, что они смогут справиться в случае чрезвычайного происшествия. Их системы рассчитаны так, что в случае падения стыка любого оператора на М9 заработает резервный. "Яндекс", по словам Алексея Соколова, не исключение.

"Если мы говорим про операторов из регионов, то видим, что чаще всего они берут канал до М9. Но когда оператору нужно взять второй канал из-за роста трафика, то по какой-то причине его выбор падает на расширение до М9, и никто не думает о возможности подключения к другому из 20 дата-центров, которые есть в Москве", - сказал генеральный директор АО "ЦВКС "МСК-IX" (MSK-IX) Евгений Морозов.

По мнению технического директора АО "Селектел" (Selectel) Кирилла Малеванова, одной из ключевых причин в пользу М9 для многих операторов являлась цена. В качестве примера он упомянул политику MSK-IX, согласно которой приобрести второй порт в том же дата-центре было дешевле, чем купить новый в другом.

"Предположим, я взял юнит на М9 за одну цену. Я заплатил за 10-гигабитный транспорт из моего региона. Понятно, что если я захочу вести транспорт в другой ЦОД, то это выйдет дороже, чем расширить предыдущий. Плюс мне нужен юнит в другом ЦОДе, мне нужно поставить туда железо. И мне будет дешевле расширить порт, чем платить за два разных", - рассказал Кирилл Малеванов.

"Когда мы начали строить свою сеть, мы стали резервировать все что могли, включая систему аплинков. В Петербурге есть свой аналог М9, и мы, глядя на него, решили, что все нужно зарезервировать, но на московском рынке мы столкнулись с одной особенностью. Несмотря на обилие дата-центров, организовать такую схему дороже, потому что московские ЦОДы требуют большие деньги за кроссировки. То, к чему мы пришли, - следствие большого количества разных условий и обстоятельств", - отметил генеральный директор АО "Комфортел" Дмитрий Петров.

In Da Телехаус

Решением возможных проблем, связанных со сосредоточением операторов в М9, могли бы стать "места тяготения операторов", по словам Алексея Кипчатова, - телехаусы. Специальные ЦОДы, в которых были бы расположены только операторы. Такие есть во Франкфурте-на-Майне, Амстердаме, Лондоне, но их нет в Москве.

"Если М9 полна, то это предмет для нового бизнеса", - отметил он.

"Разница между ЦОДами и телехаусами заключается в требованиях по энергозащищенности, нагрузке на стойку, структуре и организации, но самое главное отличие - в клиентах, - отметил Алексей Соколов. - Телехаус - место где должны стыковаться только операторы. В коммерческом ЦОДе требования по надежности электропитания выше, чем в телехаусе, потому что подразумевается, что телехаус - один из нескольких. ЦОД - это место, куда клиент придет со стойкой серверов, а телехаус - это место, куда клиент поставит коммутатор".

Одной из причин, почему в России все еще нет телехауса, по мнению Дмитрия Петрова, является отсутствие точки кристаллизации.

"Предположим, я бизнесмен, который решил построить телехаус, но чем я туда заманю клиентов? Магистральные операторы не пойдут туда, потому что трафик находится в другом месте, а те, у кого есть трафик, не пойдут туда, потому что там нет магистральных операторов", - отметил он.

Однако, по мнению Евгения Морозова, разница между телехаусом и ЦОДом не так велика. Он сказал, что в каждом ЦОДе есть "мит ми рум" - пространство, в котором коммерческие центры обработки данных ставят операторов, и любой ЦОД можно адаптировать под операторов - и теоретически любой дата-центр может объявить себя телехаусом. Он отметил, что в таком случае рынок сам решит, кто будет новым телехаусом.

"Есть два возможных сценария развития событий. Либо государство подумает о создании телехауса, выберет одно место и скажет нам: "Все сюда". Но этого пока не происходит. Значит, нам нужно самоорганизоваться, а раз так, то эта самоорганизация должна проходить по рыночным условиям. Каждый должен найти для себя еще одну, а лучше две дополнительные локации, куда он придет, и когда каждый начнет заниматься этой задачей, появится новый центр притяжения", - рассказал Евгений Морозов.

Учредитель ООО "Метросеть" Александр Вавер заметил, что его компании, как региональному оператору, неинтересно, где именно расположен ЦОД по обработке контента. Для нее это тот же самый телехаус.

Кто построит теледом

По мнению Алексея Кипчатова, телехаус должен стать нейтральной территорией, которая должна быть отдельным бизнесом с преференциями, пропорциональными суммам платежей.

С ним согласен Алексей Соколов. Он считает, что строительством и руководством телехауса должен заниматься нейтральный игрок. Но этому игроку нужно понимать, что его бизнес - рискованный, так как никто не может предсказать, будет ли вокруг него "кристаллизация" провайдеров или нет.

"Я понял, насколько сложен и опасен для бизнеса процесс кристаллизации, когда в середине 2000-х гг. у "Яндекса" была социальная сеть, которая не "взлетала". Тогда Аркадий Волож сказал мне, что есть вещи, которые нельзя контролировать. Где в стакане будет точка кристаллизации - одна из них. Невозможно предсказать, какая точка в Москве станет телехаусом, - это либо случится, либо нет. Но если этим не заниматься, то этого не случится точно", - сказал он.

Схожего мнения придерживается и Дмитрий Петров ("Комфортел"). Он отметил, что в последнее время государство озаботилось вопросами инфраструктуры и критически важной инфраструктуры. Но государство, по его словам, не умеет действовать тонко. В таком случае, единственным путем остается самоорганизация, однако есть пример регулирования MGMN и схожие правила могут быть разработаны для магистральных операторов, чтобы перевести их в другие ЦОДы.

"Есть прекрасный пример самоорганизации из Санкт-Петербурга. Долгое время в Петербурге была единая точка сосредоточения всех цифровых каналов на Марсовом поле. Ее разогнали. Появилась Большая Морская, 18. Ее тоже разогнали, и появились новые точки", - сказал он.

Мест нет, но это неплохо

Если откинуть самый апокалиптический сценарий, то настроения игроков рынка можно описать как почти воодушевленные. Генеральный директор Piter-IX Николай Метлюк рассказал корреспонденту ComNews, что теперь их клиенты будут развивать узлы за пределами М9.

"Я считаю это позитивом, так как сейчас М9 - единая точка отказа всего российского интернета. Один метеорит из космоса, упавший на здание М9, и связь в РФ почти погаснет. Мы развиваем другие узлы в Москве, связываем их DWDM с резервированными волокнами, в общем, обыденное развитие точки обмена внутри города", - рассказал он.

По словам Николая Метлюка, переполнение ЦОДа - не проблема, а эволюция и залог развития системы национальной связи. Он отметил, что таких телехаусов должно быть как можно больше, в тех местах, где присутствует множество операторов.

"Тот факт, что в М9 кончилось место и электричество, никак не скажется на наших клиентах. Их бизнес, как и наш, ориентирован в большой степени на дата-центры, а не телехаусы. Так что это никак не коснется", - рассказал Дмитрий Петров корреспонденту ComNews.

По его словам, компания "Комфортел" намерена растягивать ядро сети по другим ЦОДам, организовать кроссировки по другим локациям и не делать их на М9. Но проблему структурной гиперцентрализации, по его мнению, может решить только осознание всеми участниками рынка абсурдности ситуации, когда весь объем магистрального трафика проходит через одну географическую точку, и они начнут организовывать стыки в любых местах, кроме М9.

"Если не заходить на зыбкую почву госрегулирования, то самым простым и очевидным шагом была бы разработка рекомендаций с участием всех заинтересованных игроков рынка и их публикация. Это обратило бы внимание топ-менеджмента компаний и, возможно, смогло бы сдвинуть эту "тектоническую плиту" с места и приблизить день, когда центр обмена трафиком в России будет рассредоточен и отвязан от одной точки", - заключил он.

Новости из связанных рубрик