ФАС России предупредила ВТБ
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выдала ПАО "Банк ВТБ" (ВТБ) предписание о прекращении нарушения закона №38-ФЗ "О рекламе". Ранее в ФАС поступила жалоба от гражданина на рекламу кредитной карты банка, которая транслировалась на рекламной конструкции в Москве.
В рекламе содержались следующие утверждения: "Лучшая кредитная карта +20 000 рублей бонус за покупки". При этом не были указаны объективные критерии сравнения. Сведения о существенных условиях получения бонусов размещены в поясняющей сноске трудным для восприятия шрифтом и демонстрировались в течение короткого времени.
По мнению ФАС, действия ВТБ могут способствовать получению необоснованных преимуществ перед конкурентами. 9 сентября 2024 г. ведомство возбудило дело в отношении банка, по итогам рассмотрения которого выдало предписание о прекращении нарушения закона "О рекламе".
Представители ПАО "Банк ВТБ" не ответили на вопросы корреспондента ComNews.
"Согласно ч.7 ст.5 закона "О рекламе", реклама должна содержать существенную информацию о товаре, условиях его приобретения или использования. В случае, если информация изображена таким образом, что потребитель не воспринимает ее содержание (например, неразборчивый шрифт или затрудняющая восприятие цветовая гамма), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла, вводит в заблуждение потребителей, то такая реклама может быть признана ненадлежащей. В данном случае реклама кредитной карты ВТБ располагалась на рекламной конструкции и демонстрировалась в течение короткого времени, что дополнительно затрудняет возможность получения полного текста о продукте потребителем, который не успевает прочитать мелкий шрифт об условиях получения бонусов", - пояснила ведущий юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР Софья Шарыпова.
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Роман Пархоменко напомнил, что закон прямо не регулирует время показа и размер шрифта дополнительной информации: "ФАС России сформулировала очень простой критерий: если информацию, размещенную в рекламе, невозможно воспринять при данной форме распространения, считается, что такой информации в рекламе нет. Безусловно, вопрос "читаемости" и возможности воспринять информацию может быть субъективным. Но правила игры таковы: любой рекламодатель, указывающий обязательную информацию мелким шрифтом, принимает на себя риск привлечения к ответственности".
Софья Шарыпова рассказала, какой штраф может грозить банку в случае неисполнения предписания ФАС: "Поскольку банк является кредитной организацией, он может быть привлечен к ответственности по ч.6 ст.14.3 КоАП РФ, в соответствии с которой ВТБ может быть оштрафован на сумму от 600 тыс. до 1,6 млн руб.".
Основатель юридической компании Future Legal Павел Катков напомнил о более суровом возможном наказании для банков: "Рядовые штрафы для крупного банка - все равно что слону дробина. Однако у ФАС есть такой инструмент, как оборотный штраф, и именно эта экономическая перспектива заставляет большие компании считаться с ФАС".
Ранее за трудный для восприятия шрифт и короткую по времени сноску ФАС привлекала к ответственности АО "Альфа-Банк", АО "Райффайзенбанк" и ПАО "Сбербанк". В мае 2023 г. Сбербанк получил штраф в размере 600 тыс. руб.
https://www.comnews.ru/content/235802/2024-10-21/2024-w43/1008/fas-predupredila-sberbank
https://www.comnews.ru/content/234690/2024-08-12/2024-w33/1008/alfa-bank-pogryaz-shtrafakh