Роскомнадзор начал регистрацию блогеров
Летом Госдума приняла Федеральный закон от 08.08.2024 №303-ФЗ - некоторые его положения, в частности об идентификации крупных блогеров, вступили в силу с 1 ноября.
1 ноября на портале "Госуслуги" заработал механизм регистрации владельцев каналов и страниц в соцсетях, имеющих более 10 тыс. подписчиков. В соответствии с новыми правилами, владельцы аккаунтов и каналов, на которые подписано больше 10 тыс. человек, должны быть включены в специальный реестр, чтобы иметь возможность зарабатывать на блоге: размещать рекламу, рекламироваться самому и получать донаты.
После добровольной идентификации каналы/страницы будут включаться Роскомнадзором в специальный перечень. Регистрация доступна как для физических, так и для юридических лиц и ИП, граждан России и иностранцев с подтвержденной учетной записью.
Зарегистрироваться могут только блогеры, имеющие канал в одной из социальных сетей, присутствующих в специальном реестре Роскомнадзора: Twitch, LiveJournal, "Дзен", Yappy, YouTube, Telegram, Likee, Pinterest, RuTube, "ВКонтакте", "Одноклассники", TikTok, "Пикабу".
Как это работает
1. Владельцы каналов/страниц могут направить через специальную форму минимальный объем базовых сведений о себе и канале, включая контактные данные.
2. Заявке будет присвоен уникальный номер, который в течение трех дней нужно разместить в закрепленном сообщении или описании канала/страницы, чтобы Роскомнадзор мог подтвердить принадлежность канала/страницы автору заявки.
3. Роскомнадзор примет решение о включении канала/страницы в перечень в течение 10 рабочих дней. Уведомление об этом придет владельцу канала в личный кабинет на "Госуслугах".
4. После включения в перечень владелец канала/страницы должен разместить в ее описании уникальную ссылку на запись в реестре Роскомнадзора. По ней другие пользователи и рекламодатели смогут проверить, действительно ли паблик находится в перечне.
Если канал или страница не будут включены в перечень, рекламодатели не смогут размещать в них рекламу, а другие каналы не смогут репостить их сообщения. Эти ограничения вступят в силу с 1 января 2025 г.
На вопросы корреспондента ComNews, какие еще штрафные меры предусмотрены для тех, кто не будет входить в соответствующий перечень Роскомнадзора, представитель пресс-службы Роскомнадзора не ответил, а социальные сети "ВКонтакте" и "Одноклассники" воздержались от комментариев.
Председатель совета Национальной ассоциации блогеров Мария Терентьева-Галицких убеждена, что регистрация владельцев каналов и страниц в соцсетях, имеющих более 10 тыс. подписчиков, - это история про снижение анонимности каналов. "Но скорее не про снижение анонимности за счет регистрации, потому что те, кто хотел быть анонимным, такими и останутся и найдут способ как: кто-то наймет человека в качестве главного редактора канала или группу админов, которые будут нести ответственность за опубликованный контент. Кто-то просто закроет каналы. У нас есть дробление налогов. По такому же примеру кто-то будет дробить каналы на более маленькие, с меньшим количеством подписчиков, чтобы сохранить анонимность", - сказала Мария Терентьева-Галицких.
Она напомнила, что до 1 января владельцам каналов и страниц в соцсетях, имеющих более 10 тыс. подписчиков, надо зарегистрироваться на портале "Госуслуги", поскольку с января 2025 г. на них начнут действовать ограничения: "В первую очередь, конечно, это будет удаление каналов, которые не зарегистрировались, которые предпочли анонимность. И тут возникает вопрос, как будет выстроена система удаления. Насколько быстро будут реагировать социальные сети, те, которые входят в реестр".
Сооснователь консультационного центра и юрист Ассоциации блогеров и агентств Анастасия Красникова считает, что государство придумало данный закон в связи с тем, что доступ к каналам с охватом в более 10 тыс. подписчиков интересен не только рекламодателям, но и злоумышленникам: "От этого страдают и пользователи, и добросовестные владельцы каналов. Развитие интернет-экономики напрямую зависит от доверия аудитории, поэтому в такой защите заинтересованы все стороны. Мы не можем тут единогласно заявлять, кто будет или не будет подавать о себе данные в Роскомнадзор. Но можем отметить, что добросовестные владельцы будут соблюдать закон. В этом нет какой-то сложности или рисков".
Основатель юридической компании Future Legal Павел Катков считает, что рынок разделится на тех, кто будет исполнять закон, и тех, кто будет искать лазейки: "Сходу напрашивается дробление каналов - по аналогии с налоговым дроблением бизнеса. Казалось бы, крупному каналу это ни к чему и деньги у него должны бы быть, но, продолжая ту же аналогию с Федеральной налоговой службой, это все же ожидаемо. Прогнозирую, что эти механизмы будут эволюционировать, отталкиваясь от практики, как это было с законом: ввели блокировки - в ответ стали делать зеркала сайтов - ввели блокировки зеркал и т.д.".