ФАС предупредила Сбербанк
В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России поступило обращение гражданина с жалобой на рекламу ПАО "Сбербанк", которая транслировалась на рекламной конструкции в Москве. В рекламе содержалось следующее утверждение: "Снова признана лучшей в стране. Кредитная СберКарта".
Согласно закону №38-ФЗ "О рекламе", при использовании сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара, в рекламе должны быть указаны объективные критерии сравнения. По мнению ФАС, действия Сбербанка могут способствовать получению необоснованных преимуществ перед конкурентами.
Ведомство выдало банку предписание о прекращении нарушения закона "О рекламе". В случае его неисполнения банку грозит штраф в соответствии со ст.14.3 КоАП РФ в размере от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
Представители ПАО "Сбербанк" не ответили на вопросы корреспондента ComNews.
"В данном случае ФАС усмотрела в действиях банка нарушение принципа добросовестности и достоверности рекламы. В частности, недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые производят другие изготовители или реализуют другие продавцы, - п.1 ч.2 ст.5 закона "О рекламе". В рекламе Сбербанк обозначил, что его кредитная карта признана лучшей в стране, не указав критерии подобного сравнения и доказательств, на основании которых сделаны такие выводы. За подобное нарушение предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.1 ст.14.3 КоАП РФ - штраф для юридических лиц от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. На практике штрафы в установленных в кодексе рамках разные, в среднем по минимальной границе", - рассказала юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании "ЭБР" Софья Шарыпова.
Адвокат коллегии адвокатов Pen & Paper Павел Лисавин назвал другие суммы возможного штрафа: "В данном случае банк может быть привлечен к ответственности по ч.6 ст.14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе, допущенное со стороны кредитной организации в связи с рекламированием предоставления кредита (займа). В соответствии с санкцией данной статьи Сбербанк может быть оштрафован на сумму от 600 тыс. руб. до 1,6 млн руб. Примечательно, что размер штрафа за подобное правонарушение до недавнего времени был существенно меньше. До введения изменений с 6 апреля 2024 г. размер штрафа составлял от 300 тыс. руб. до 800 тыс. руб., то есть повышение размера санкции произошло в два раза, что в целом показывает нацеленность государства на ужесточение регулирования в сфере рекламы банковских услуг".
Старший юрист корпоративной и коммерческой практики юридической фирмы "Скиф Консалтинг" Анастасия Щитова представила статистику по нарушениям закона "О рекламе" со стороны банков: "На данный момент есть как минимум 17 актов только ФАС России за последние четыре года в отношении банков за нарушение законодательства о рекламе. По всей стране за тот же период находится более 150 актов различных управлений ФАС - но в эту статистику идет и реклама микрофинансовых организаций, и лиц, осуществляющих деятельность по предоставлению потребительских займов и т.п.".
Павел Лисавин отметил, что банки от нарушения закона "О рекламе" получают выгоду, несмотря на штрафы: "В 2024 г. ФАС активно возбуждает дела против банков в связи с нарушением законодательства о рекламе. Судебная практика по таким делам выработалась положительная, поэтому случаи, когда суды встают на сторону банков, единичны и практически не встречаются. Антимонопольный орган в данной категории споров редко возбуждает дела, которые имеют перспективу окончиться не в его пользу. При этом, как показывает практика, подобная реклама в агрессивном ключе - с использованием громких слоганов - экономически оправданна, несмотря на возможные крупные штрафы. Банки получают значительную выгоду от привлечения большого количества новых клиентов. Например, за 2023 г. Альфа-Банк, используя подобную рекламу, получил прирост в 4,6 млн новых счетов, несмотря на неоднократные штрафы со стороны ФАС".
В июле 2024 г. ФАС назвала топ-3 банков по числу нарушений закона "О рекламе". В него вошли Альфа-Банк, банк "Открытие" и Почта Банк. При этом Альфа-Банк лидирует с существенным отрывом от остальных - сумма штрафов достигла рекордных показателей. Также Альфа-Банк является лидером среди кредитных организаций по числу дел, связанных с нарушением закона "О рекламе". С начала 2023 г. против него завели 66 дел на общую сумму более 20 млн руб.
https://www.comnews.ru/content/234690/2024-08-12/2024-w33/1008/alfa-bank-pogryaz-shtrafakh