Александр Белкин, глава представительства АО "СиСофт Разработка"
Александр
Белкин

глава представительства АО "СиСофт Разработка"
© ComNews
07.10.2024

За последние два года из России ушли иностранные вендоры, но цифровизация должна продолжаться. Мы видим, что российские разработки и ИТ-решения востребованы как крупными компаниями, так и представителями малого и среднего бизнеса.

Правительство России последовательно требует от строительной отрасли переходить не только на "цифру", но и на информационное моделирование и заменять зарубежное ПО на российский софт. Однако большинство компаний ищут ту самую "волшебную кнопку", которая позволит сделать сразу все и в привычном формате. Но так не бывает. Продукты же все разные, применяются различные ИТ-решения, сервисы. Важно понимать, что выбор ПО должен производиться в соответствии с перечнем задач, зафиксированных в дорожной карте.

Специалисты хотят видеть все привычные "кнопки" на старом месте, и в итоге для того, чтобы сделать "как там было", тратятся огромные ресурсы и время. Я считаю, что от такого подхода нужно отказываться: нужную "кнопку" специалист может найти и нажать в новом месте.

На самом деле происходит следующее: есть ПО с неким функционалом и бизнес-процессы, которые работают у заказчика. И в большинстве случаев, когда заказчик начинает осваивать программы, он пытается сломать их и наложить на имеющиеся бизнес-процессы. А на практике нужно брать новое ПО и строить эти бизнес-процессы заново именно на его базе.

Понятно, что переписать внутренние бизнес-процессы непросто - это означает заново разработать различные управляющие документы, внутренние нормативы, а никто такие задачи решать не хочет. Если вы покупаете стандартное коробочное решение, нужно стандартизировать под него и свои процессы, а не стараться "допиливать" приобретенный пакет. Мы пытаемся донести это до наших заказчиков, но в большинстве случаев проблема заключается именно в том, что им нужно проделать определенную работу: принять на себя внутренние обязательства, перенастроить процессы. Потому что вендор не может переписать внутренние документы компании - часть из них вообще конфиденциальные, да это и не задача вендора! Заказчик должен самостоятельно выстроить свои бизнес-процессы с учетом нового ПО. Для успешного перехода на новые технологии нужны дорожные карты с описанием всего процесса и указанием ответственных лиц.

Эта дорожная карта перехода на новое ПО у компании должна быть обязательно. Сейчас такой документ есть у 25-30% заказчиков, с которыми мы работаем. А компании, которые серьезно подходят к этому вопросу, планируют завершить данный процесс через год, а то и через два, для чего пошагово прописывают все свои действия. Отметим, что такой путь - правильный. Не все зависит от ПО, и ситуация, когда в компании поставили новый софт и он сразу начал работать, крайне редкая. Поэтому процесс перехода на российское программное обеспечение должен быть разделен между теми, кто его разрабатывает, и теми, кто будет перестраивать под него внутренние процессы организации.

Наши застройщики любят экономить на всем, в том числе на софте, и в результате собирают "зоопарк" ПО. Но это может привести к потере данных или отсутствию техподдержки. Лучше обратить внимание на лидеров отрасли, которые предлагают комплексное отечественное ПО и обеспечивают его дальнейшее обслуживание.