17 сентября Госдума РФ приступит к рассмотрению законопроекта об увеличении прозрачности цифровых подписок. Один из соавторов законопроекта депутат Антон Немкин считает, что чаще всего пользователи попадают в подписочные ловушки из-за отсутствия уведомлений от сервисов о продлении подписки или ненадлежащего их содержания.
© ComNews
17.09.2024

Председатель Госдумы Вячеслав Володин в Telegram-канале сообщил, что Госдума на этой неделе приступит к рассмотрению законопроекта, который депутаты разработали с целью сделать предоставление платных услуг цифровых сервисов и платформ более прозрачным для граждан.

"Я предлагаю в обязательном порядке включать в договор об онлайн-подписке информацию о сроке действия, размере и периоде платежей, порядке отказа от услуг. Сам договор будет действовать только до последнего дня оплаченного периода. Все это позволит избежать излишних списаний денежных средств с банковских счетов жителей, пользующихся цифровыми подписками. С подобными жалобами граждане обращались ранее. Необходимо законодательно урегулировать предоставление таких услуг и защитить права пользователей", - считает Вячеслав Володин.

"В целях контроля за содержанием информации на странице онлайн-сервиса, за исполнением владельцами сервисов обязанности по направлению пользователям уведомлений о предстоящем списании, контролю за неразмещением и (или) неполнотой, а равно достоверность сведений, содержащихся в правилах пользования платными подписками, размещаемых на сайте сервиса, предлагается наделение Роскомнадзора соответствующими полномочиями по контролю", - сказано в пояснительной записке к законопроекту.

Представители онлайн-кинотеатров Kion, Okko, Premier, Start, "Кинопоиск" и цифрового сервиса "Яндекс.Музыка" не ответили корреспонденту ComNews, а представители онлайн-кинотеатра Wink и Роскомнадзора воздержались от комментариев.

Позиция государства

19 июля 2023 г. депутаты внесли законопроект на рассмотрение Госдумы. В его подготовке участвовали Антон Немкин (член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, депутат фракции "Единая Россия"), Владислав Даванков (вице-спикер Госдумы, член комитета по бюджету и налогам, депутат от фракции "Новые люди"), Антон Ткачев (член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, депутат от фракции "Новые люди"), Петр Толстой (вице-спикер Госдумы, депутат от фракции "Единая Россия"), Леонид Слуцкий (председатель комитета по международным делам, руководитель фракции ЛДПР), Андрей Свинцов (член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, депутат от фракции ЛДПР), Ирина Филатова (член комитета по защите конкуренции, депутат от фракции КПРФ), Дмитрий Кузнецов (член комитета по обороне, депутат от фракции "Справедливая Россия"), Дмитрий Гусев (заместитель председателя комитета по контролю, депутат от фракции "Справедливая Россия").

По данным исследования TelecomDaily, количество подписок на российские онлайн-кинотеатры на конец декабря 2023 г. достигло рекордных 45,2 млн. "Годовая выручка от подписок на цифровой контент в России достигает 180 млрд руб. Для того чтобы сохранять этот оборот на высоком уровне, площадкам нужно держать долю отписок низкой. Поэтому компании нередко используют непрозрачные и недобросовестные практики, чтобы оставить потребителей с подписками, которыми они не пользуются. На сегодняшний день такие подписки есть у 18% пользователей, при этом они продолжают за них платить. В Госдуме депутаты предложили исправить эту ситуацию, внеся изменения в закон "О защите прав потребителей", - сказано в сообщении фракции "Единой России" от Пермского края 19 июля 2023 г.

"Мы предложили закрепить в российском законодательстве обязанность для сервисов не меньше чем за сутки предупреждать клиентов о списании средств за подписку. Такое уведомление должно содержать дату списания платежа, информацию, как прекратить подписку, а также ссылку на платформу, где можно отказаться от подписки. При этом сам механизм отказа не должен быть усложнен. Роскомнадзор, в частности, предлагается наделить полномочиями по контролю за тем, чтобы информация о способах отписки была корректно прописана на сайте того, кто предоставляет услугу", - рассказал Антон Немкин.

Экспертное мнение

Старший менеджер практики "Государственные и социальные инициативы"‎ "Рексофт Консалтинг" (подразделение группы "Рексофт", отвечающее за трансформационный и стратегический консалтинг) Оксана Кулакова согласилась, что введение обязательных условий в договоры об онлайн-подписках, таких как срок действия, размер и период платежей, а также порядок отказа от услуг, поможет избежать недоразумений и лишних списаний денежных средств: "Это особенно актуально в условиях роста цифровых подписок и экспоненциального роста числа жалоб от граждан. Такой законопроект, действительно, назревал в России, учитывая текущие тенденции и потребности рынка".

Оксана Кулакова рассказала корреспонденту ComNews, что международная практика показывает, что регуляторы разных стран обращают пристальное внимание на этот рынок: "Например, в США и Великобритании действуют строгие правила, направленные на защиту потребителей от подписочных ловушек: закон о защите потребителей требует, чтобы компании предоставляли четкую и понятную информацию о подписках, включая условия отмены и автоматического продления. В странах ЕС, таких как Германия и Франция, действуют аналогичные правила: в Германии компании обязаны предоставлять потребителям возможность легко отменить подписку онлайн, а также информировать их о предстоящих автоматических продлениях. В Японии и Китае компании обязаны предоставлять полную информацию о стоимости и условиях подписок, а также обеспечивать легкий процесс отмены, а в Южной Корее, помимо этого, введены правила, направленные на предотвращение автоматического продления подписок без явного согласия потребителя. Эти примеры показывают, что регулирование подписок является глобальной тенденцией, направленной на защиту прав потребителей и повышение прозрачности на рынке цифровых услуг".

Ведущий аналитик ООО "Мобайл Ресерч Груп" (Mobile Research Group) Эльдар Муртазин напомнил корреспонденту ComNews, что цифровые подписки никак не регулировались в РФ: "На данный момент правила игры устанавливают сами компании. Если вы пробовали когда-нибудь отписаться, например, от подписки "Яндекс.Плюс", вы знаете, что это, мягко говоря, нетривиальная задача, которую невозможно решить в лоб. Я считаю данный законопроект полезным. Вопрос в том, как он будет технически регулироваться. У нас есть пример банковских кредитов, когда вы видите сроки действия, платежи, сколько вы всего заплатите и т.д. Очень часто есть такая история, когда человек привязывает карту и забывает об этом, переставая пользоваться подпиской. Законопроект предполагает, что перед списанием онлайн-сервисы будут информировать, хотя на данный момент не все компании это делают. В итоге мы увидим отказы от подписок, которые не нужны. Для компаний это потеря денег. Соответственно, они будут поднимать цены на оставшиеся подписки, чтобы компенсировать выпадающие доходы".

https://www.comnews.ru/content/231795/2024-02-29/2024-w09/1008/originalnyy-rossiyskiy-videokontent-privlek-zriteley-onlayn-kinoteatry

Новости из связанных рубрик