Договор цифровой подписки станет более прозрачным для граждан
Председатель Госдумы Вячеслав Володин в Telegram-канале сообщил, что Госдума на этой неделе приступит к рассмотрению
"Я предлагаю в обязательном порядке включать в договор об онлайн-подписке информацию о сроке действия, размере и периоде платежей, порядке отказа от услуг. Сам договор будет действовать только до последнего дня оплаченного периода. Все это позволит избежать излишних списаний денежных средств с банковских счетов жителей, пользующихся цифровыми подписками. С подобными жалобами граждане обращались ранее. Необходимо законодательно урегулировать предоставление таких услуг и защитить права пользователей", - считает Вячеслав Володин.
"В целях контроля за содержанием информации на странице онлайн-сервиса, за исполнением владельцами сервисов обязанности по направлению пользователям уведомлений о предстоящем списании, контролю за неразмещением и (или) неполнотой, а равно достоверность сведений, содержащихся в правилах пользования платными подписками, размещаемых на сайте сервиса, предлагается наделение Роскомнадзора соответствующими полномочиями по контролю", - сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Представители онлайн-кинотеатров Kion, Okko, Premier, Start, "Кинопоиск" и цифрового сервиса "Яндекс.Музыка" не ответили корреспонденту ComNews, а представители онлайн-кинотеатра Wink и Роскомнадзора воздержались от комментариев.
Позиция государства
19 июля 2023 г.
По данным исследования TelecomDaily, количество подписок на российские онлайн-кинотеатры на конец декабря 2023 г. достигло рекордных 45,2 млн. "Годовая выручка от подписок на цифровой контент в России достигает 180 млрд руб. Для того чтобы сохранять этот оборот на высоком уровне, площадкам нужно держать долю отписок низкой. Поэтому компании нередко используют непрозрачные и недобросовестные практики, чтобы оставить потребителей с подписками, которыми они не пользуются. На сегодняшний день такие подписки есть у 18% пользователей, при этом они продолжают за них платить. В Госдуме депутаты предложили исправить эту ситуацию, внеся изменения в закон "О защите прав потребителей", - сказано в сообщении фракции "Единой России" от Пермского края 19 июля 2023 г.
"Мы предложили закрепить в российском законодательстве обязанность для сервисов не меньше чем за сутки предупреждать клиентов о списании средств за подписку. Такое уведомление должно содержать дату списания платежа, информацию, как прекратить подписку, а также ссылку на платформу, где можно отказаться от подписки. При этом сам механизм отказа не должен быть усложнен. Роскомнадзор, в частности, предлагается наделить полномочиями по контролю за тем, чтобы информация о способах отписки была корректно прописана на сайте того, кто предоставляет услугу", - рассказал Антон Немкин.
Экспертное мнение
Старший менеджер практики "Государственные и социальные инициативы" "Рексофт Консалтинг" (подразделение группы "Рексофт", отвечающее за трансформационный и стратегический консалтинг) Оксана Кулакова согласилась, что введение обязательных условий в договоры об онлайн-подписках, таких как срок действия, размер и период платежей, а также порядок отказа от услуг, поможет избежать недоразумений и лишних списаний денежных средств: "Это особенно актуально в условиях роста цифровых подписок и экспоненциального роста числа жалоб от граждан. Такой законопроект, действительно, назревал в России, учитывая текущие тенденции и потребности рынка".
Оксана Кулакова рассказала корреспонденту ComNews, что международная практика показывает, что регуляторы разных стран обращают пристальное внимание на этот рынок: "Например, в США и Великобритании действуют строгие правила, направленные на защиту потребителей от подписочных ловушек: закон о защите потребителей требует, чтобы компании предоставляли четкую и понятную информацию о подписках, включая условия отмены и автоматического продления. В странах ЕС, таких как Германия и Франция, действуют аналогичные правила: в Германии компании обязаны предоставлять потребителям возможность легко отменить подписку онлайн, а также информировать их о предстоящих автоматических продлениях. В Японии и Китае компании обязаны предоставлять полную информацию о стоимости и условиях подписок, а также обеспечивать легкий процесс отмены, а в Южной Корее, помимо этого, введены правила, направленные на предотвращение автоматического продления подписок без явного согласия потребителя. Эти примеры показывают, что регулирование подписок является глобальной тенденцией, направленной на защиту прав потребителей и повышение прозрачности на рынке цифровых услуг".
Ведущий аналитик ООО "Мобайл Ресерч Груп" (Mobile Research Group) Эльдар Муртазин напомнил корреспонденту ComNews, что цифровые подписки никак не регулировались в РФ: "На данный момент правила игры устанавливают сами компании. Если вы пробовали когда-нибудь отписаться, например, от подписки "Яндекс.Плюс", вы знаете, что это, мягко говоря, нетривиальная задача, которую невозможно решить в лоб. Я считаю данный законопроект полезным. Вопрос в том, как он будет технически регулироваться. У нас есть пример банковских кредитов, когда вы видите сроки действия, платежи, сколько вы всего заплатите и т.д. Очень часто есть такая история, когда человек привязывает карту и забывает об этом, переставая пользоваться подпиской. Законопроект предполагает, что перед списанием онлайн-сервисы будут информировать, хотя на данный момент не все компании это делают. В итоге мы увидим отказы от подписок, которые не нужны. Для компаний это потеря денег. Соответственно, они будут поднимать цены на оставшиеся подписки, чтобы компенсировать выпадающие доходы".