Генеративная сеть "Яндекса" принесет компании первые доходы от пользовательских подписок
Как сообщила пресс-служба "Яндекса", меньше чем за пять месяцев, с апреля 2024 г. опция виртуального ассистента "Яндекса" "Алиса Про" привлекла уже более 1 млн подписчиков. Опция работает на модели генеративной нейросети YandexGPT 3 Pro, которая позволяет пользователям писать тексты, находить ответы на вопросы о мире и создавать новые идеи.
Согласно информации, указанной на сайте "Яндекса", компания использовала Freemium-модель - пользователь получал бесплатный доступ к ней на полгода, а затем он автоматически отчислял бы по 100 руб. в месяц в качестве подписки на этот сервис.
"Алисой Про" пользуются специалисты из различных профессиональных областей: менеджеры и маркетологи, копирайтеры и SEO-специалисты, учителя и юристы, разработчики и аналитики, школьники и студенты. Около 65% запросов в чате с "Алисой" связаны с профессиональной сферой - например, виртуальный ассистент помогает придумывать и редактировать тексты для блога или социальных сетей, помогает с написанием кода или подготовкой реферата. В остальных случаях "Алиса" помогает разобраться в теме, дает советы или рекомендации", - сообщила пресс-служба "Яндекса".
В апреле 2024 г. "Яндекс" внедрил генеративную нейронную сеть в виртуального ассистента для всех пользователей, одновременно с этим представив опцию "Алиса Про".
https://www.comnews.ru/content/228716/2023-09-08/2023-w36/1009/kak-yand…
Аналитик ИК "ВЕЛЕС Капитал" Артем Михайлин отметил, что конверсия неплатящих подписчиков в платящих может отличаться у разных проектов: "Например, у подписки "Плюс" от "Яндекса" количество платящих подписчиков, согласно нашим оценкам, составляет более 70% от общего числа пользователей. Но мы бы не стали с уверенностью заявлять, что у данного сервиса соотношение будет схожее".
"В России нам сложно привести схожие примеры монетизации. В целом это интересный вариант с возможностью для пользователей опробовать новый инструментарий. В случае, если такие возможности окажутся полезны, можно будет оформить подписку. Это повышает вероятность оформления подписки, в том числе от пользователей, которые ранее плохо были знакомы с нейросетями", - считает Артем Михайлин.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын отметил, что чаще всего конверсия составляет около 1%: она может быть выше, а может быть и нулевой, в зависимости от того, какая часть подписчиков активна. "В случае "Алиса Про", вероятно, все зависит от того, насколько она помогает подписчику зарабатывать", - считает Леонид Делицын.
Как объяснил Леонид Делицын, Freemium - это стандартный способ монетизации любых сервисов, потому что для того, чтобы пользователь начал постоянно пользоваться услугой, он должен иметь возможность попробовать ею воспользоваться: например, знакомство с Windows большинство людей начинало не с покупки операционной системы.
"Яндекс" с его огромной пользовательской аудиторией и хорошо известной "Алисой", разумеется, им воспользовался. Хотя если платными станут 1% подписчиков от 1 млн, то это 10 тыс. абонентов по 100 руб. в месяц, или 1 млн руб. Владельцу такого продукта будет неуютно отчитываться перед топ-менеджментом - хотя общая база пользователей может дорасти и до 100 млн, и тогда будет легче. В менее популярных экосистемах владелец продукта при такой схеме монетизации (через Freemium) обречен на разжалование", - рассуждает Леонид Делицын.
На его взгляд, для развития конкуренции было бы лучше, чтобы "гениальные независимые разработчики" в рамках инициатив, подобных Open AI, разрабатывали платформы ИИ, а TMT-холдинги их лицензировали и предлагали аудитории услуги.
"В России, как и во всем остальном мире, крупные TMT-холдинги гораздо устойчивее, и все инновации рано или поздно оседают у них так же, как и аудитория. Поэтому путь через Freemium понятен всем, но подсчет показывает, что в итоге заработок не так уж велик. Поэтому остальные будут ждать, что выйдет у "Алисы", - заключил Леонид Делицын.
Представители пресс-службы Сбербанка (создатели ChatGPT) и ПАО "МТС" (Cotype) не ответили на вопросы корреспондента ComNews.