Image by jcomp on Freepik
По итогам 2023 г. общее количество подключенных IoT-устройств в России достигло почти 86 млн единиц - с учетом сегмента B2C, но без учета носимых устройств типа умных часов и фитнес-трекеров. К 2027 г. количество подключений может составить 135 млн единиц.
Анна
Швецова
© ComNews
02.09.2024

Аналитическое агентство Onside провело исследование и выяснило, что объем российского рынка решений на базе технологий интернета вещей (IoT) и межмашинного взаимодействия (M2M) к 2027 г. по оптимистичному прогнозу может достичь 254 млрд руб., по базовому - 230 млрд руб. Агентство считало, учитывая услуги передачи данных, оборудования и программного обеспечения. По итогам 2023 г. объем рынка IoT вырос на 15% по сравнению с прошлым годом - до почти 157,7 млрд руб.

Среди драйверов рынка авторы исследования выделяют необходимость оптимизации производственных и управленческих процессов в различных отраслях, особенно в промышленности и сельском хозяйстве, а также нехватку кадров, стимулирующую спрос на инструменты автоматизации. Развитие сетей LPWAN, строительство частных сетей (LTE и LoRaWAN) и необходимость импортозамещения после ухода зарубежных вендоров также способствуют росту российского производства IoT-решений.

По итогам 2023 г. и I полугодия 2024 г. т наибольшую долю рынка M2M/IoT-подключений и публично объявленных проектов выделенных LTE-сетей среди операторов мобильной связи заняла МТС.
За это же время МТС обеспечила 41% от общего объема подключений на рынке M2M/IoT среди операторов мобильной связи. За год прирост абонентской базы (SIM) составил 21%, а в I полугодии, по словам представителя пресс-службы МТС, ускорился до 40%. Компания также является лидером по объему доходов - на ее долю приходится порядка 40% выручки.

В I полугодии 2024 г. рынок коммерческих проектов pLTE достиг 2,5 млрд руб. К 2034 г. рынок может вырасти до 123 млрд руб (в основном за счет спроса на p5g).

В среднем около 60% рынка IoT-подключений приходится на b2b-сегмент и около четверти - на b2c, в отдельных отраслях, например, энергетике - около 94% приходится на бизнес, рассказал представитель пресс-службы МТС.

"Клиенты все чаще предпочитают не просто connectivity и компоненты, но полноценный сервис с end-to-end решениями, которые включают в себя и IoT-платформу, и связь, и устройства, и сценарии внедрения в бизнес-процессы. Другой драйвер рынка - появление AIoT с 2021 г., когда IoT становится основой для комплексных решений на стыке аналитики Big data, ИИ и данных с устройств - это уже не просто сбор данных, а извлечение из них ценности для бизнеса, что позволяет выстраивать паттерны для предсказания и улучшения бизнес-процессов от ритейла до промышленности", - поделился представитель пресс-службы МТС.

Государственные инициативы, такие как нацпроект "Экономика данных" и его дорожная карта (в частности, предполагает расширение и централизацию городских систем интеллектуального видеонаблюдения), обязательства по установке отечественных умных приборов учета в новостройках стимулируют спрос на IoT-устройства в государственном секторе и жилищном строительстве. Кроме того, конвергентные решения в сфере умного дома и безопасности, а также кросс-продажи становятся драйверами рынка.

Среди барьеров авторы исследования назвали отсутствие альтернатив для зарубежных решений, особенно острый дефицит в сфере оборудования для IIoT (промышленного интернета вещей) и в отраслевом ПО. Также тормозит процесс медленное осуществление или полное прекращение реализации пунктов "Цифровой экономики".

Промышленность - наиболее популярная отрасль для использования IoT-технологий. По результатам 2023 г. совокупный объем сегмента connectivity достиг 19 млрд руб., при этом около 60% этой суммы приходится на долю мобильных операторов.

В ближайшие четыре года прогнозируется уменьшение доли оборудования в общей структуре расходов на IoT-проекты в России. Этот сегмент демонстрировал рост в последние два года из-за сложностей с поставками, но в будущем ожидается налаживание отечественного производства, оптимизация логистических цепочек и более активное использование оборудования китайских производителей.

Кроме того, ожидается рост сегмента ПО, который включает в себя затраты на платформы, прикладные приложения, облачные сервисы и обеспечение информационной безопасности. К концу прогнозируемого периода этот сегмент может превзойти по объему сегмент оборудования, что свидетельствует о растущей важности программных решений в IoT-проектах.

Клиентский сегмент сильно растет за счет устройств для умного дома. "Один только рынок голосовых помощников (умных колонок) по прошлому году превысил 4,3 млн штук, за первое полугодие 2024 г. почти достиг 2,5 млн устройств. А по прогнозам профильного отраслевого объединения - АНО "Умный МКД", только по тем устройствам, которые входят в базовый набор устройств и оборудования (считается только минимальный набор инженерного оборудования, без потребительских гаджетов и т.д.), при плоском прогнозе и только по отношению к рынку новостроек до 2030 г. ожидается внедрение более 70 млн умных устройств", - рассказал заместитель директора АНО "Платформа НТИ" Никита Уткин.

Представитель пресс-службы МТС поделился, на чем сосредоточена в этом году: "МТС инвестирует и в инфраструктуру, R&D и сервисную поддержку. В этом году в сфере IoT МТС, в частности, сосредоточена на развитии решений для цифровой недвижимости, на "умном" экомониторинге - улучшении качества жизни в промышленных городах и предотвращении загрязнений, проектах для повышения эффективности промышленных предприятий и энергосетей, например, с помощью решений "Мобильные сотрудники" и EnergyTool, а также сервисах по контролю за состоянием критической инфраструктуры".

Новости из связанных рубрик