"Яндекс Маркет" заработает до 5,2 млрд руб. в год за счет сервисного сбора с покупателей
Представитель пресс-службы "Яндекс Маркета" рассказал, что средства от сбора компания направит на дополнительное поддержание и развитие технологической инфраструктуры платформы. Помимо вырученных средств, маркетплейс продолжит выделять около 10 млрд руб. каждый год на техинфраструктуру: аренду серверов и сопутствующего оборудования, продление или покупку лицензионного программного обеспечения, привлечение ИТ-специалистов и их заработные платы.
Сервисный сбор будет взиматься только за товары надлежащего качества, которые площадка доставила с соблюдением всех заявленных условий, и будет распространяться на все виды оплаты и логистических схем.
"Выбрали города-миллионники с большой аудиторией у "Маркета". В том числе эти города являются фокусными для развития сервиса", - рассказал представитель пресс-службы "Яндекс Маркета" ComNews.
Точные данные о количестве заказов в этих регионах не публикуются в открытых источниках, однако на сайте "Яндекс Маркета" указано количество активных покупателей - 18,5 млн человек (активным считается покупатель, совершающий в среднем не менее 14 покупок в год). Исходя из этого аналитики Freedom Finance Global подсчитали, сколько площадка может получить за счет сборов.
"По нашим расчетам, исходя из количества активных покупателей, доли четырех регионов в совокупном обороте платформы в 30% и величины сервисного сбора в 20 руб. с покупки, можно предположить, что "Яндекс Маркет" получит дополнительный доход в этом году примерно в 400-500 млн руб. А если в следующем году сбор распространится на все регионы РФ, то "Яндекс Маркет" сможет дополнительно зарабатывать не менее 5-5,2 млрд руб. в год, что может добавить к совокупной выручке платформы примерно 1,5-2%", - рассказала ComNews ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
Аналитик ИК "ВЕЛЕС Капитал" Артем Михайлин считает, что компания вряд ли будет получать более 2 млрд руб. в год, если учитывать, что сбор вводится для заказов "Яндекс Маркета" только в определенных регионах.
"Несмотря на то, что у сегмента электронной коммерции "Яндекса", где доходы компании генерирует в основном "Яндекс Маркет", высокие темпы роста выручки, следует помнить, что платформа убыточна, а в 2023 г. впервые вышла на положительную EBITDA", - назвала одну из возможных причин введения сервисного сбора ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
Артем Михайлин считает, что введение сбора позитивно отразится на "Яндекс Маркете", так как он в том числе позволит снизить долю заказов с минимальным чеком и наполнением. "Сверхмалые заказы могут заметно ухудшать общую экономику маркетплейсов", - объяснил Артем Михайлин.
Введут ли другие маркетплейсы сервисные сборы
Wildberries отказался отвечать на вопрос ComNews, планирует ли маркетплейс вводить сервисные сборы. Ozon, "Мегамаркет" и "Купер" (бывший "СберМаркет") не ответили на запрос. Представитель пресс-службы Lamoda сказал ComNews, что маркетплейс не планирует вводить сервисные сборы.
Аналитики Freedom Finance Global считают, что в ближайшее время другие маркетплейсы вводить сервисные сборы не будут. Артем Михайлин предполагает, что конкуренты "Яндекс Маркета" займут выжидательную позицию и будут следить за реакцией пользователей. "Возможно, они даже постараются сыграть на этом для привлечения дополнительного трафика на площадки. Потенциально такой шаг позволяет улучшить экономику, и наверняка другие площадки рассмотрят ввод сбора при отсутствии значимых негативных эффектов", - рассказал Артем Михайлин.
Аналогичное изменение ранее произошло в сегменте доставки продуктов, когда многие сервисы начали взимать сборы за доставку. Об этом напомнил директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков. "Несмотря на первоначальную негативную реакцию, потребители постепенно привыкли к этим сборам, если они сопровождались улучшением сервиса", - рассказал Ярослав Кабаков.
"При этом у некоторых служб доставки, хотя нет сервисного сбора, но есть другие сборы с пользователей, например, платная сборка заказа, такое есть у сервиса "Купер", - указывает аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
Артем Михайлин считает, что увеличение размеров сбора возможно, но это будет нескоро - в ближайшей перспективе маркетплейс скорее будет вводить тот же сбор в новых регионах. Директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков прогнозирует, что, если текущий размер сбора не вызовет сильного негативного отклика со стороны пользователей, "Яндекс Маркет" может постепенно увеличить его - возможно повышение на 5-10 руб. в ближайший год в зависимости от экономической ситуации и реакции рынка.
14 марта 2024 г. Ozon заявил, что с 1 апреля введет сервисный сбор по дифференцированной ставке (вместо общего для всех дохода ПВЗ в 5% от оборота) для владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ), ежемесячный оборот которых составляет более 2,2 млн руб. Тогда появились сообщения, что ПВЗ стали массово закрываться из-за недовольства, однако Ozon назвал это слухами. По итогам встречи представителей маркетплейса с партнерами и представителями Ассоциации участников рынка электронной коммерции Ozon изменил политику подсчета сборов, сделав его меньше.