В августе 2024 г. стартует эксперимент по созданию цифровой платформы грузоперевозок
Эксперимент продлится с 1 августа 2024 г. до 1 июня 2025 г. Предполагается, что он позволит бизнесу увеличить скорость и объемы поставок товаров.
Оператором создаваемой информационной системы станет Министерство транспорта РФ. Однако ведомство не ответило на запрос ComNews.
В рамках эксперимента на всех этапах грузоперевозок автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным транспортом будет внедрен электронный документооборот (ЭДО). Также будет внедрена технология выдачи разрешительных и товаросопроводительных документов через "единое окно".
Кроме того, появится рейтинг грузоперевозчиков, основанный на данных о временных и качественных характеристиках выполненной перевозки грузов. В документе не сказано, какие конкретно критерии будут влиять на рейтинг. Заместитель генерального директора по развитию и корпоративным вопросам NATCAR Мария Степанова предположила, что ключевыми критериями будут финансовая надежность компании, качество оказываемого сервиса, соблюдение сроков доставки, уровень безопасности перевозок и степень удовлетворенности клиентов, наличие современных технологий и экологичность перевозок.
Информационная система будет взаимодействовать с другими информсистемами, например, АО "Российские железные дороги" при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Участниками эксперимента станут федеральные органы исполнительной власти, грузоотправители, экспедиторы, перевозчики, грузополучатели, АО "Российский экспортный центр", владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта, операторы железнодорожного подвижного состава, операторы информационных систем электронных перевозочных документов.
Заместитель гендиректора центра компетенций в области транспортного планирования и моделирования компании SIMETRA Дмитрий Петровский считает, что для полного перехода на транспортно-логистическую платформу отрасли потребуется не менее пяти лет. Пока речь идет об ЭДО и другом, далее будут реализовываться сервисы мониторинга, планирования и моделирования, а также контроля.
"С другой стороны, транспортные компании уже очень глубоко автоматизировали процессы, многие давно работают в электронном формате с документами. В этом плане потребность в национальной транспортно-логистической платформе созрела - к ней все готовы и в частном, и в государственном секторах", - сказал Дмитрий Петровский.
Готова ли транспортная отрасль к переходу на ЭДО
Эксперты, с которыми поговорил корреспондент ComNews, отмечают, что электронные документы дешевле бумажных аналогов по совокупным затратам. Они позволяют усилить контроль за перевозками, избежать подделки документов. Также благодаря ЭДО в документообороте компании появляются единые стандарты и шаблоны, которые обеспечивают полную прозрачность взаимодействия.
Мария Степанова считает, что отрасль готова перейти на ЭДО: "Современные технологии позволяют полностью перейти на электронные документы, и при надлежащей поддержке со стороны регуляторов и участников рынка бумажные документы могут быть полностью исключены".
Руководитель логистического направления оператора ИС ЭПД Ediweb и сервиса DropCat Алексей Квятковский отметил, что какое-то время ЭДО и бумажный документооборот будут сочетаться, но в обозримом будущем стоит ждать внедрения обязательного использования ЭДО по отдельным типам документов и характеру перевозок: опасные и габаритные грузы, табак, алкоголь, древесина, пассажирские перевозки и др. Компания планирует участвовать в эксперименте.
"Успех поставленной задачи будет зависеть от того, как скоро государство введет обязательность, насколько весь бизнес осознает новую реальность и выгоду, а также как сервисы для логистического ЭДО будут удобны и доступны для широкого рынка", - считает Алексей Квятковский.
Компании рассказывают об успешных кейсах по внедрению ЭДО. В пилотном проекте по переводу пассажирских перевозок в одном из областных центров на электронные путевые листы с помощью сервиса DropCat удалось сократить трудозатраты пассажирского парка на оформление документов: вместо более 1,5 тыс. человеко-часов в месяц автотранспортное предприятие стало тратить около 300. Оформление ускорилось в пять раз: на один документ вместо 10 минут теперь уходит две минуты.
Однако директор по развитию "Биржи грузоперевозок ATI.SU" Александр Вильде сомневается, что в ближайшее время произойдет массовое добровольное внедрение ЭДО, так как для многих представителей транспортной отрасли выгода неоднозначна. На то есть две причины. Первая - переход на ЭДО подразумевает обеление рынка и повышение прозрачности процессов перед государством. Вторая - он требует ресурсов компаний на изменение бизнес-процессов и внедрение ИТ-решений.
Генеральный директор АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" (НЦК ИСУ) Кирилл Семион согласился, что для полного перехода на ЭДО транспортным компаниям необходимо доработать ряд информационных систем и изменить часть привычных процессов.