14.06.2024


Малый и средний перевозчик очень чувствительны к системе постоплаты, по которой сегодня работает рынок автомобильных грузоперевозок - оборотного капитала может быть недостаточно для совершения платежей по текущим расходам. Покупка топлива, оплата труда водителя, лизинговые или кредитные платежи, ремонт и обслуживание автомобиля, оплата проезда по платным дорогам и различные сборы — почти все это перевозчику нужно оплатить до того, как машина отправится в рейс.

В кассовый разрыв часто попадают и крупные транспортные компании, например, когда в период высокого сезона количество совершенных перевозок многократно превышает количество оплат по ним. И возникает вопрос: как оплачивать счета по текущим и предстоящим поездкам? О возможных вариантах, их преимуществах и недостатках рассказал эксперт по цифровым финансовым инструментам Александр Савостьянов.

"Получить деньги в режиме "здесь и сейчас" перевозчик может с помощью таких финансовых инструментов как авансирование, факторинг и микрокредит. При этом авансирование с возможностью получения предоплаты на погрузке и сравнительно невысокой комиссией более выгодный инструмент для увеличения оборотного капитала, чем факторинг и кредиты. Факторинг позволяет сократить время ожидания поступления денежных средств, но все же это частичная оплата после выгрузки, а не на погрузке. А кредит подразумевает большую переплату по процентам за пользование денежными средствами", – рассказывает руководитель отдела развития финансовых сервисов компании "ИКСПЛАНЕТ.РУ" Александр Савостьянов.


Как отмечает эксперт, есть разные варианты получения оплаты, и выбор зависит от потребностей и целей самого перевозчика. Он может работать напрямую с заказчиком и тогда оплата будет по стандартной схеме: как минимум через 10-15 дней после предоставления оригиналов товарно-транспортных накладных и закрывающих документов.

Если же оборотных средств не хватает, то здесь как вариант – можно воспользоваться услугой авансирования через специальные финансовые сервисы и цифровые платформы — они предлагают целый комплекс инструментов, чтобы сделать логистику более комфортной и выгодной. В обоих случаях предоплату предоставляет не грузовладелец, а третья сторона — на разных условиях и за процент комиссии.

"Перевозчик, который на платформе xPLANET выиграл в торгах с доступной предоплатой, может получить ее небольшую комиссию, размер которой зависит от его внутреннего рейтинга. Позиция в рейтинге определяется активностью перевозчика и его добросовестностью. Чем больше он совершает поездок через платформу xPLANET и чем оперативнее предоставляет закрывающие документы после поездки, тем выше вероятность получить авансирование по минимальной комиссии", – отмечает руководитель отдела развития финансовых сервисов компании "ИКСПЛАНЕТ.РУ" Александр Савостьянов.

Преимущество цифровой платформы для перевозчика еще и в том, что она позволяет свести все процессы в режим "одного окна": участие в торгах, формирование отчетных документов, подключение услуг авансирования деньгами или топливом, страхования, лизинга и других дополнительных опций. За счет этого перевозчик может не только эффективнее управлять своим оборотным капиталом, но и автоматизировать и оптимизировать процессы.