Конференция "Платежная индустрия - стратегическое развитие и новые решения". На фото президент Ассоциации  банков России Анатолий Козлачков
Президент Ассоциации банков России Анатолий Козлачков
В апреле 2024 г. телефонные мошенники совершили 15 млн звонков в день против 8,6 млн годом раннее. При этом криминал остается на шаг впереди мер противодействия, которые принимают банки, платежные системы, операторы связи и правоохранительные органы.
Яков
Шпунт
© ComNews
22.04.2024

Председатель комитета по финансовому рынку Государственной Думы, председатель совета Ассоциации банков России (АБР) Анатолий Аксаков, открывая XVII Международную конференцию "Платежная индустрия - стратегическое развитие и новые решения", назвал проблему безопасности платежей одной из самых острых для банков и смежных отраслей. По его оценке, мошенники быстро адаптируют применяемые ими методы и средства по мере появления новых мер противодействия. Как подчеркнул Анатолий Аксаков, находиться в позиции догоняющего - заведомо проигрышная позиция. Он предложил действовать проактивно, с опережением, заранее определяя возможные векторы атак и предпринимать соответствующие меры.

Президент АБР Анатолий Козлачков (на фото) привел данные об активности мошенников по состоянию на начало апреля 2024 г.: количество звонков от преступников достигло 15 млн за сутки, тогда как годом раннее этот показатель составлял 8,6 млн. По его оценке, серьезной потенциальной угрозой является применение преступниками технологий искусственного интеллекта и дипфейков, что позволит поднять эффективность применяемых ими схем воздействия на потенциальных жертв. Анатолий Козлачков считает, что государство и отрасль опаздывают в противодействии, и нужна консолидация усилий всех сторон, включая банки, платежные системы, операторов связи и правоохранительные органы.

Появляются и новые виды мошенничества. Так, аналитики Сбербанка обнаружили новую схему, с помощью которой преступники берут кредиты в микрофинансовых организациях, перехватывая контроль жертвы на портале "Госуслуги". Мошенники связываются с жертвами через мессенджер по видеосвязи, а затем, под разными предлогами, узнают у человека пароль для входа в личный кабинет портала "Госуслуги", а также код подтверждения доступа из SMS-сообщения.

"Ни в коем случае нельзя сообщать код подтверждения доступа из SMS-сообщений или вводить логин и пароль где бы то ни было по указанию неизвестных лиц. Верный признак мошенничества, если неизвестные представляются сотрудниками правоохранительных органов или банков и по видеосвязи предъявляют удостоверения или другие "подтверждающие" документы. Если мошенники все-таки завладели вашим личным кабинетом, постарайтесь как можно быстрее восстановить доступ к нему. Максимально оперативно это можно сделать через мобильное приложение "Сбербанк Онлайн": в строке поиска достаточно ввести слово "Госуслуги", далее выбрать действие: "Регистрация на "Госуслугах", затем подтвердить учетную запись и восстановить пароль", - рекомендует заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов.

Председатель правления ООО "НКО Мобильная карта" (Единый ЦУПИС) Елена Шейкина напомнила, что, по данным Центрального банка России, за 2023 г. объем операций, проведенных без согласия клиента, вырос на 14%. Она предложила ввести так называемый период охлаждения для выдачи кредитов наличными, данная мера позволит снизить объемы мошенничества с использованием заемных средств, а именно такую схему применяют преступники в течение последних трех лет. Анатолий Аксаков назвал данную меру полезной и обещал поддержать на законодательном уровне.

Елена Шейкина также назвала серьезной задачей повышение осведомленности самых широких масс населения: люди просто не понимают, что в отношении них совершаются преступные посягательства. Не менее острой, по ее мнению, является проблема вовлечения подростков и пенсионеров как минимум в "серую", а то и в откровенно преступную деятельность: именно их используют в качестве так называемых дропперов при выводе похищенных денег. Также Елена Шейкина назвала острой проблемой существенный рост активности нелегальных онлайн-казино и букмекеров.

Директор департамента Национальной платежной системы Банка России Алла Бакина заявила, что Центробанк уже действует проактивно, что позволяет действующая нормативная база. При этом, по ее оценке, внедрение умных систем приносит результаты. Однако Алла Бакина подчеркнула, что мошенники атакуют не системы, а людей, и эти атаки наиболее опасны, поскольку деньги передают преступникам сами жертвы. По ее мнению, задача банков, которые стоят между клиентом и его деньгами, состоит в том, чтобы заставить людей не принимать необдуманных решений, и в целом меры противодействия мошенникам должны быть направлены на то, чтобы максимально осложнить преступникам жизнь, что касается как возможностей проводить обзвоны, так и вывода денег.

Новости из связанных рубрик