Анна
Швецова

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
18.03.2024

На прошлой неделе "Яндекс" объявил, что введет новый рейтинг для пассажиров: клиенты за каждую состоявшуюся поездку будут получать баллы, а за отмененную - терять. Чем меньше у пользователя баллов, тем дольше он будет ждать машину. По заявлению компании, мера поможет сдержать рост цен на поездки и оптимально распределит время водителей. Однако это скорее приведет к недовольству пользователей.

Новый алгоритм будет считать соотношение состоявшихся и отмененных поездок. Если ты пассажир послушный и лишний раз с сервисом такси не споришь, то машину тебе будут отправлять в первую очередь. Те же, кто часто отменяет заказы, будут ждать такси дольше.

При подсчетах учитывается статистика по последним 30 заказам. Всего будет три уровня: "Все в порядке", "Приемлемо" и "Непорядок". Чем ниже уровень, тем дольше клиент будет ждать машину. А если отменять заказы слишком часто, то компания ограничит заказ нескольких машин одновременно.

Для чего такая мера "Яндексу"? Представители компании говорят, что это простимулирует пассажиров меньше отменять заказы. Из-за отмен растут тарифы, и таксисты выполняют лишнюю работу - едут на заказы, которые в конечном итоге не состоятся.

При этом в сообщении "Яндекса" в качестве причин отмены заказов указывается вызов сразу нескольких машин одновременно или отмену заказа, чтобы сразу вызвать другое такси.

Наверняка многие пользователи узнали о схеме с вызовом нескольких такси, чтобы сесть в то, которое приедет быстрее, из сообщения "Яндекса". Много ли вы знаете людей, которые так делают? При этом "Яндекс" не называет другие частые причины отмены заказов.

Например, одна из них - недобросовестное поведение водителей. У каждого более-менее активного пользователя "Яндекс Go" была ситуация, когда водитель парковался далеко от адреса и включал режим ожидания. При этом время бесплатного ожидания очень невелико. Почему сервис не предлагает бороться с этой проблемой? Будут ли понижать рейтинг водителю за такие действия?

Вторая причина, почему пассажир отказывается от поездки, - время подачи. Бывает, что оно меняется по мере ожидания: сначала приложение пишет, что такси приедете через пять минут, а позже, что через 15. Случается, что заказ берет водитель, который заканчивает предыдущую поездку - тогда пассажир сразу понимает, что время ожидания ему не подходит. Если пассажир опаздывает, стоит ли его "наказывать"?

Третья популярная причина отмены заказов: пользователей не устраивает марка автомобиля, которая приезжает на тарифе "Комфорт+". Если клиенты сразу после назначения водителя не хотят ехать на машине определенной марки, потому что она их не устраивает, - их право, они за него деньги платят.

При этом "Яндекс" утверждает: если отмена была "вынужденной", то она не будет учитываться. В качестве "вынужденной" отмены компания приводит в пример случаи, когда автомобиль едет гораздо дольше, чем должен был изначально, или если водитель долго стоит на месте. А как же другие причины? Что еще компания будет считать "вынужденной" отменой или это все? И как алгоритм определит, была отмена вынужденной? Какие нормо-минуты или секунды заложены в алгоритм как показатель "вынужденности"? А если клиент отменяет такси сразу, пока водитель не успел к нему направиться, рейтинг тоже будет падать?

При отмене заказа можно указать причину, среди которых: "передумал", "водитель стоял на месте", "слишком долго ждать", "водитель не выходил на связь", "водитель ехал в другую сторону", "водитель попросил отменить", "недоволен моделью машины". Какая из этих причин считается для компании "правильной"? За какую отнимут больше баллов, а за какую меньше? Что "Яндекс Такси" будет считать "вынужденной" отменой - тайна, покрытая мраком.

А в целом насколько часто встречается проблема с отменой такси? Сервис не предоставляет статистику. Однако представитель пресс-службы такси "Максим" рассказал ComNews, что такие случаи происходят редко.

"Яндекс Такси" занимает доминирующее положение на рынке. Это подтверждает и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). При этом у ФАС накопилось много вопросов к сервису - в прошлом году ведомство получило более 300 жалоб от пассажиров и водителей. Петр Иванов, заместитель руководителя ФАС, заявил, что ждет от "Яндекс Такси" пояснения по ценообразованию, блокировке пассажиров и водителей. В том числе антимонопольная служба заинтересовалась нововведениями с изменением алгоритма поиска заказов. Однако ведомство пока практически не может отреагировать на происходящее, так как до конца 2024 года действует мораторий на проверки аккредитованных ИТ-компаний.

"Яндекс Такси" мог бы продолжать диктовать правила на рынке, но руководитель ФАС Максим Шаскольский заявил, что антимонопольный контроль будет выведен из моратория на проверки, и служба вскоре сможет проверить "Яндекс Такси".

И все же "Яндекс Такси" отреагировал на просьбу ФАС снизить плату для перевозчиков. Сервис уменьшил комиссию для водителей во время пикового спроса, чтобы стимулировать таксистов чаще выходить на линии. За счет снижения комиссии водители в декабре и январе получили более 500 млн рублей дополнительного дохода.

Вместо того чтобы сделать сервис удобнее для пассажиров и решить много других проблем, "Яндекс" решил "наказывать" за отмены. А клиенты терпят, деваться некуда. Возможно, приближающиеся проверки ФАС повлияют на политику "Яндекс Такси"? Или компания хотя бы расскажет подробнее об алгоритмах?

Возможно, пользователи все же перейдут на другое приложение? Есть вероятность, что на рынке будут появляться новые компании, которые составят конкуренцию "Яндекс Такси", и сервис перестанет занимать доминирующее положение на рынке. Вряд ли клиенты вернутся к тому, что будут ловить такси рукой, но восстановить приложения других агрегаторов, которые удалили несколько лет назад, вполне могут.

https://www.comnews.ru/content/232053/2024-03-14/2024-w11/1007/yandeks-…