Объем продаж товаров повседневного спроса онлайн в России увеличится на 40% в 2024 г.
По данным аналитической компании Data Insight, в январе 2024 г. интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания выполнили 56,4 млн заказов без учета продаж универсальных маркетплейсов с несрочной доставкой, что на 6% меньше, чем в декабре 2023 г., и на 35% больше, чем в январе 2023 г.
Аналитики Data Insight предполагают, что рынок e-grocery (продажи товаров повседневного спроса онлайн) по итогам 2024 г. составит 777 млн заказов и 1,1 трлн руб. Этот прогноз не учитывает возможные негативные сценарии: резкое ухудшение динамики реальных доходов, резкий рост инфляции или уход с рынка ряда ключевых игроков.
"Прогноз соответствует росту более чем в 1,3 раза по количеству заказов и в 1,4 раза по объему онлайн-продаж относительно 2023 г. Также мы ожидаем, что средний чек в сегменте e-grocery продолжит повышаться и по итогам 2024 г. составит примерно 1,4 тыс. руб., что составит рост 7% к 2023 г.", - сообщили аналитики Data Insight.
По данным исследования Data Insight, лидерами рынка e-grocery за 2023 г. стали "СберМаркет", "Вкусвилл", "Самокат", "Яндекс Лавка", Ozon Fresh.
"Согласно аналитике INFOLine, по результатам 2023 г. "Самокат" стал ретейлером №1 на рынке e-grocery и продемонстрировал уверенный рост: оборот сервиса составил 165,3 млрд. руб. Сервис постоянно расширяет ассортимент продукции, в том числе портфель товаров собственного бренда", - сообщила директор по брендам и коммуникациям ООО "Умный ритейл" ("Самокат") Лиза Эмерт.
В 2023 г. на сайте и в приложении "Самоката" появился раздел "Электроника", где можно приобрести смартфоны, умные колонки и другую технику.
Генеральный директор "СберМаркета" Анастасия Кудрявцева на встрече с журналистами в конце февраля 2024 г. заявила, что, по ее наблюдениям, номером один в России в сегменте e-grocery по итогам 2023 г. стал "СберМаркет". При этом она отметила, что конкуренция на рынке остается очень высокой, и, чтобы удержать первое место в 2024 г., "СберМаркету" нужно расти быстрее рынка.
https://www.comnews.ru/content/231756/2024-02-27/2024-w09/1008/sbermark…
Пресс-служба "Яндекс Лавки", "ВкусВилла", Ozon не ответила на запрос ComNews.
"Прогноз по росту рынка e-grocery коррелирует с недавно озвученными ожиданиями генерального директора "СберМаркета", которая ожидает, что в 2024 г. рынок вырастет на 40%. Впрочем, судя по заметной рекламной кампании "СберМаркета", столь быстрый рост может потребовать значительных маркетинговых вложений от игроков рынка. Некоторое снижение темпов роста (с 1,6 до 1,4) является вполне естественным следствием увеличения базового показателя", - считает аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын.
Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин отмечает, что, поскольку проникновение онлайна в розничную торговлю продуктами питания пока относительно невелико, это дает существенный потенциал для дальнейшей экспансии: "По итогам текущего года e-grocery может вырасти по обороту на десятки процентов год к году".
Смогут ли новые игроки занять долю рынка
"Новым игрокам сложно будет занять рынок, который не собираются покидать инкумбенты. Многое зависит от того, дает ли доминирующая доля рынка конкурентные преимущества. Если это так, то рано или поздно возникнет игрок, который эти преимущества реализует, наподобие Amazon.com на рынке онлайн-ретейла в США. В то же время, как показал опыт, на рынке онлайн-ретейла в Китае не существует единственного доминирующего игрока, но все же игроки являются очень крупными - Alibaba, JD.com, Meituan", - отметил Леонид Делицын.
По его словам, исходя из размера существующих игроков, консолидация в России в ближайшее время кажется маловероятной, однако, если судить по Amazon.com в США и "Яндекс.Такси" в России, такой вариант тоже нельзя списывать со счетов.
Артем Михайлин тоже считает, что поглощений среди крупнейших компаний в ближайшей перспективе ожидать не стоит: "За большинством крупных игроков на рынке e-grocery стоит еще более крупный бизнес, который оказывает им поддержку. В таких условиях можно долго развиваться и не уступать конкурентам. Больше пока вероятны те или иные формы партнерства".
Партнерство e-grocery-бизнеса с маркетплейсом, хотя и внутри единой экосистемы компаний "Сбера", уже реализовал "Самокат", в частности, с "Мегамаркетом".
По словам Лизы Эмерт, товары производства "Самокат" доступны на витрине "Мегамаркета". "Мы предлагаем познакомиться с нашим брендом жителям городов, где "Самокат" еще не представлен", - объяснила она.
Станет ли Китай новым рынком для российских e-grocery-компаний
"Китайский рынок e-grocery характеризуется стремительным развитием: по различным оценкам, в ближайшие четыре года он будет расти двузначными темпами, его объем в 2028 г. может превысить $400 млрд", - отмечает основатель АО "КИФА" (B2B-платформа КИФА для цифровой торговли между Россией и Китаем) Сунь Тяньшу. По его словам, российские производители продуктов питания рассматривают китайский рынок для себя как перспективный.
В начале 2024 г. КИФА выступила соорганизатором ярмарки "Сделано в России" в Китае, в ней приняли участие более 150 компаний из 40 регионов РФ, которые представили почти 1,5 тыс. товарных позиций.
"Мы увидели, что продукция российских компаний имела большой успех у посетителей ярмарки. Огромным спросом, например, пользовались шоколад, конфеты, каши, мюсли, морсы и другие товары с длительными сроками хранения", - отметил Сунь Тяньшу.