Валерий
Кодачигов
14.12.2023

В следующем году власти могут обязать госкомпании тратить не менее 70% ИT-бюджетов на софт и услуги сторонних разработчиков. Это следует из методических рекомендаций по их цифровой трансформации, которые предстоит утвердить профильной правкомиссии. Чиновники называют это мерой поддержки ИT-отрасли: благодаря ей она получит дополнительно сотни миллиардов рублей. Но в компаниях с этим не согласны — многие из них уже давно самостоятельно разрабатывают ПО.

Доля в рынке

Доля расходов госкомпаний и госкорпораций на ИT-продукты, решения и услуги не аффилированных с ними российских разработчиков с будущего года должна составлять не менее 70%. На собственные решения госпредприятия смогут направлять всего 30% ИT-бюджетов. Это следует из методических рекомендаций госкомпаниям и госкорпорациям, подготовленных Центром компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий, с которыми ознакомились "Известия".

Это же касается и электронной продукции, разрабатываемой для нужд структур, следует из документа. Исключения могут затронуть лишь госпредриятия, тарифы на услуги которых регулируются государством, а также при высоком уровне их инвестиций в цифровую инфраструктуру. Например, если в 2025–2027 годах на такую трансформацию будет приходиться не менее 10% от общего объема инвестиций компании.

Рекомендации уже согласованы с ведомствами, курирующими деятельность крупных госкомпаний, и внесены в Минцифры. Ведомство, в свою очередь, направит их на утверждение профильной правительственной комиссии по цифровому развитию, рассказал "Известиям" директор центра компетенций Илья Массух.

Ограничения расходов на внутренние проекты призвано стимулировать развитие российской ИT-отрасли, независимых высокотехнологичных компаний, создающих продукты для разных отраслей экономики, подчеркнул он.

— Речь может идти о сотнях миллиардов рублей, которые сейчас тратятся на inhouse-разработки (проекты для внутренних нужд. — "Известия"), — добавил Илья Массух.

По его словам, эта мера не создаст проблем для внутренних ИT-подразделений госкомпаний или аффилированных с ними ИT-структур, например не приведет к сокращению персонала. Как показали проведенные изыскания, сейчас на внутренние IT-продукты и так расходуется в среднем лишь 32% бюджетов, так что установление четкой нормы расходов практически не повлияет на ситуацию, считает Илья Массух.

Ассоциация крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования (КП ПОО) с этими доводами не согласилась.

"Установление доли расходов организаций на информационные технологии, связанные с привлечением специализированных российских компаний, не аффилированных с заказчиком, не менее 70% считаем нецелесообразным", — говорится в письме ассоциации члену совета комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артему Шейкину.

Госкорпорации используют решения, разрабатываемые собственными силами, из-за отсутствия аналогов на рынке, отмечается в этом обращении. Соответственно, модернизация и сопровождение этих решений осуществляется аффилированными с заказчиком организациями, говорится в нем. В своем письме организация просит сенатора рассмотреть свою позицию по поводу методических рекомендаций и по возможности представить ее правительству.

— Развитие рынка российских ИT-продуктов — это, безусловно, приоритетная задача, основной элемент которой — наличие заказа со стороны крупных компаний. Они активно реализуют собственные программы по цифровизации для оптимизации собственных бизнес-процессов и создания конкурентоспособных цифровых решений, — отметил "Известиям" Артем Шейкин. — Мы понимаем, что на сегодняшний день существует определенный функциональный дефицит отечественных продуктов, из-за чего компании прибегают к разработке собственных решений.

Зачастую крупные представители бизнеса используют продукты российских разработчиков и своими силами дорабатывают их под собственные задачи и специфику. Именно поэтому в этом вопросе необходимо сохранять баланс, считает Артем Шейкин.

В ассоциации КП ПОО отметили, что ежегодные изменения документов, регулирующих вопросы перехода на отечественные IТ-решения, приводят к необходимости вносить изменения, перерабатывать формы сбора данных и отчетов, выносить на пересогласования стратегии. В связи с этим проведение госкомпаниями планирования импортозамещения и бюджетного планирования по цифровой трансформации может быть в значительной степени осложнено, утверждает ее представитель.

В 2022 году были разработаны рекомендации по цифровой трансформации для госкорпораций и компаний с госучастием, сейчас правительство работает над обновлением документа, отметили в Совете по развитию цифровой экономики при Совфеде (первый зампредседателя СФ Андрей Турчак входит в правкомиссию по цифровому развитию). Представители госкорпораций обратились в совет с предложением стать дискуссионной площадкой при обсуждении рекомендаций с правительством.

— При обновлении рекомендаций важно учитывать мнение бизнес-сообщества. Госкорпорации также разработали предложения, которые направлены на повышение эффективности планирования импортозамещения и проектной деятельности, учета бюджетного процесса госкомпаний. Однако при этом необходимо обеспечить защиту государственных интересов и цифрового суверенитета. Это позволит провести качественную трансформацию, основанную на принципах импортозамещения и информационной безопасности, — подчеркнули в совете.

По словам его представителя, в ближайшее время планируется провести обсуждение новой редакции рекомендаций и предложений госкорпораций на площадке совета. Результаты будут направлены в правкомиссию и вице-премьеру Дмитрию Чернышенко.

Методические рекомендации вынесены на рассмотрение президиума правкомиссии по цифровому развитию. Ведется их обсуждение с учетом всех полученных замечаний и предложений, сообщил представитель зампредседателя правительства.

Кооперативное продвижение

Основные положения методических рекомендаций согласованы с заинтересованными ведомствами, подтвердили "Известиям" в Минцифры.

Показатели затрат ИT-бюджетов на услуги независимых разработчиков установлены с учетом сложившейся ситуации на рынке, добавили в ведомстве. Этот параметр направлен в первую очередь на поддержку российской отрасли за счет стимулирования спроса со стороны госкомпаний на рыночные продукты и привлечение внешних ИT-услуг. Это способствует появлению новых востребованных решений и практике их тиражирования, считают в министерстве.

Об ограничении расходов госкомпаний и госкорпораций на собственные IT-разработки в Минцифры говорили и ранее, отметил президент ассоциации "Руссофт" Валентин Макаров.

— Необходимо, чтобы продукт, разработанный фактически на деньги государства, был адресован широкому (лучше международному) кругу пользователей, а не одному госпотребителю, — полагает он. — В противном случае эти средства будут потрачены неэффективно или даже напрасно: когда организация создает его внутри себя, как правило, продукт выходит неконкурентным.

Через два-три года он уже будет неспособен давать корпорации необходимый уровень эффективности управляемых им систем, полагает эксперт. Решение придется переделывать, денег на это уже не будет, и начнутся сетования о том, что российская ИT-индустрия не может создать аналоги западной продукции, отметил он.

— При этом лимиты на расходование средств внутри госкомпаний не отменяют абсолютную необходимость сотрудничества сторонних разработчиков с ИТ-персоналом компаний-клиентов. Да, не участвуя ежедневно в управлении процессами на предприятии, они действительно хуже понимают потребности того или иного заказчика, чем внутренние специалисты. Для этого и необходима их глубокая кооперация, — отмечает он.

Если исходить из того, что инициатива затрагивает исключительно госпредприятия, тарифы на услуги которых регулирует государство, а это отдельная категория, то на самом деле не видно перспектив существенного перераспределения бюджетов в пользу независимых программистов, считает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. По его словам, для ряда ИT-гигантов и крупнейших госбанков, которые сейчас активно развивают именно направление разработок, это могло бы стать проблемой, а независимые компании могли бы претендовать на новые контракты, сказал он.

На практике такие госкомпании уже сейчас вынуждены работать с независимыми разработчиками софта, что ограничивает сферу применения требований до очень узкой прослойки организаций, подчеркнул эксперт.

— Рекомендации по долевому распределению бюджета "70 на 30″ — абсолютно правильная мера. Организации, для которой разработка ПО не является профильной деятельностью, сложно обеспечить длительный жизненный цикл своего продукта: поддерживать преемственность версий, создавать и применять инновации. Опыт рынка свидетельствует, что такие проекты долго не живут. Нет смысла вкладывать средства в проект, который заведомо сойдет на нет, — отмечает гендиректор компании ИВК Григорий Сизоненко.

В нынешней экономической ситуации компаниям надо сосредоточить усилия и ресурсы на основных видах деятельности, а не распылять ресурсы на непрофильные виды работ, считает он. Преференции для профессиональных разработок ПО приведут к увеличению бюджетов российских вендоров и, как следствие, к улучшению качества отечественных программных продуктов, заключил Григорий Сизоненко.

Новости из связанных рубрик