Минобрнауки внесло программу цифровизации российского высшего образования на рассмотрение в правительство
Об этом заявила заместитель руководителя ведомства Дарья Кирьянова, выступая на панельной дискуссии "Проектирование будущего. Вместе" конференции "Цифровизация высшего образования: государство, бизнес и наука". По ее оценке, нынешний уровень цифрового развития российского высшего образования, по результатам опроса 600 учебных заведений, составляет в среднем около 45%.
По мнению ректора Национального исследовательского университета МФТИ Дмитрия Ливанова, данный результат в целом закономерен: существующая в России система высшего образования построена в 1930-е годы для нужд ускоренной подготовки большого количества кадров, обслуживающих заимствованные за рубежом производства. Обратной стороной такой системы, по его мнению, является отторжение инноваций, в том числе и цифровых, более того, попытки оцифровать сложившиеся управленческие процессы приводят к "автоматизации хаоса" и дают, скорее, отрицательный эффект.
Ректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Владимир Шевченко сравнил цифровизацию образования с "кварцевым кризисом" рубежа 1960-1970 гг., когда появление дешевых электронных и электронно-механических часов привело к глубокому кризису в часовой отрасли - части компаний пришлось перепрофилироваться в производителей дешевой, практически одноразовой продукции, части - уйти в дорогой элитный сегмент, а многие из тех, кто находился между этими полюсами, просто ушли с рынка. По его мнению, кто не успеет перестроиться, рискует оказаться вытесненным массовыми цифровыми сервисами, где виртуальные персонажи обучают каким-то навыкам, и при этом теряется понимание, как устроены те или иные продукты и сервисы, особенно использующие искусственный интеллект.
Дмитрий Ливанов назвал основной задачей вузов на нынешнем этапе - переход к концепции "Университет 3.0″, когда вузы не просто занимаются научными исследованиями, но и внедряют их в производство. Но как заметил президент ПАО "Ростелеком" Михаил Осеевский, пока не удалось найти ни одной компании, возникшей в российском вузе или "вокруг него", которая могла бы стать объектом привлечения инвестиций со стороны "Ростелекома".
Заместитель председателя правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков поделился опытом успешного сотрудничества в области цифровизации вуза и региона, прежде всего в области подготовки кадров. Он особо подчеркнул, что данный процесс должен быть сквозным и начинаться с поступления ребенка в школу, начинать с абитуриента может быть уже поздно, и в нем должны участвовать не только учебные заведения, но и работодатели, будь то госструктуры или компании.
Как заявила Дарья Кирьянова, представляя программу цифровой трансформации российского высшего образования "Основные направления цифровой трансформации высшего образования Российской Федерации на период 2030 г.", стратегическая ее цель как раз и сделать российские вузы точкой трансфера разработок в производство. В целом, по ее словам, реализация программы пройдет в три этапа: первый, рассчитанный на 2024-2025 гг., уйдет на нотацию бизнес-процессов и переподготовку персонала; второй, запланированный на 2026-2028 гг., потребуется на реинжиниринг бизнес-процессов и построение прототипа технологической платформы; и на завершающем этапе в 2028-2030 гг. будет проведено масштабирование решения и вывод его на промышленную эксплуатацию.
Переход к новой модели, как заявила Дарья Кирьянова, позволит создать суперсервисы, полезные как для вузов, так и для потенциальных абитуриентов и работодателей выпускников - например, дальнейшее развитие существующих платформ, позволяющих подать заявление в вуз онлайн с портала "Госуслуги" в виде точки входа. В дальнейшем, по ее словам, вузы могут динамически корректировать учебные программы под требования потенциальных работодателей или предлагать различные образовательные траектории для студентов, которые уже обучаются в вузе.
Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Качанов назвал перспективной технологической платформой "ГосТех". По его мнению, именно "ГосТех", во-первых, вследствие его облачной природы, предполагает минимальные затраты ресурсов для подключения, а в дальнейшем и обслуживания, и во-вторых, консолидирует все данные госструктур, что позволяет устранить сохраняющиеся до сих пор межведомственные барьеры, в том числе и в образовательной среде, которую контролируют три ведомства - Минпросвещения, Минобрнауки и Рособрнадзор. Консолидация данных на единой платформе, как подчеркнул Олег Качанов, позволяет объединять клиентские пути, чего при использовании разрозненных локальных систем разных вузов добиться практически невозможно.
Замглавы Минцифры анонсировал создание модульного типового решения для вузов на базе "ГосТеха", технические детали которого пока прорабатываются. Олег Качанов назвал одним из возможных модулей решения для вузов маркетплейс российского ПО, причем он предложил распространять его для образовательных учреждений под академической лицензией.