Абонент - вне зоны: заключенные останутся без мобильной связи
Авторами законопроектов значатся три человека: председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн, председатель комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, первый заместитель председателя комитета по госстроительству и законодательству Ирина Панькина. Согласно новым документам, изменения вносятся в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ.
Один из авторов законопроектов - депутат от партии "Единая Россия" Александр Хинштейн, говоря об актуальности закона, написал в Telegram-канале следующее: "[Телефоны в местах лишения свободы] это не только мошеннические колл-центры, но и координация сообщников, давление на свидетелей, организация новых преступлений".
В пояснительной записке к законопроектам приводятся и другие причины, почему пронос телефонов следует запретить: "Через лицевые счета абонентских номеров сим-карт, находящихся в пользовании "спецконтингента", происходит обращение безналичных денежных средств, за счет которых осуществляется пополнение так называемого общака, обеспечивая финансовую поддержку лидеров уголовно-преступной среды".
Депутаты не согласны с наказанием, которое есть сейчас: по ст.19.12 КоАП штраф за передачу телефона в учреждение уголовно-исполнительной системы (УИС) составляет 5000 руб. По словам Хинштейна в Telegram-канале, такое наказание не останавливает преступников. Авторы законопроекта предлагают штрафовать тех, кто передает в УИС телефоны впервые, на 25-50 тыс. руб. - это будет в рамках административной ответственности. При повторной передаче предполагается уже уголовная ответственность: до двух лет принудительных работ или лишения свободы.
На вопрос, не является ли два года заключения под стражу чрезмерным наказанием, Илья Боровков, адвокат бюро "Коблев и партнеры", ответил, что установление такого наказания означает отнесение действия к преступлениям небольшой тяжести, поэтому у обвиняемого будет несколько оснований для освобождения от уголовной ответственности, в частности в связи с деятельным раскаянием (ст.75 УК РФ) или назначением судебного штрафа (ст.76.2 УК РФ). "Введение уголовной ответственности сможет остановить от незаконного проноса мобильных средств связи какую-то часть граждан. При этом нельзя надеяться, что эта мера кардинально решит проблему. Необходимо расширять применение технических средств борьбы со звонками из колоний и СИЗО, а также продолжать профилактические мероприятия с самими сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН)", - отметил Боровков.
ComNews не нашел статистику, которая показывала бы, сколько противоправных действий совершается в учреждениях УИС с использованием мобильных телефонов. Корреспондент отправил запрос в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, откуда его перенаправили в Министерство внутренних дел РФ. Однако не получил ответ от ведомства.
Павел Катков, юрист, экономист, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, отметил, что статистику должны представить авторы законопроекта. "Вполне возможно, что ее не будет, и у них, ведь расследование подобных преступлений очень хромает - при таких обстоятельствах стройной статистики не будет. Полагаю, речь пока идет о гипотезе - которая, впрочем, может оказаться верна".
В пояснительной записке приводятся некоторые цифры. Так, сообщается, что каждое четвертое преступление в России (26,5%) совершается с использованием ИТ и количество таких преступлений по отношению к 2021 г. в 2022 г. выросло на 0,8%; каждое третье из нарушений - телефонное мошенничество (144 тыс. преступлений); 140 тыс. средств мобильной связи изъято за три года в учреждениях УИС; и 6,5 тыс. человек задержаны при их передаче. Указанные цифры не говорят о том, сколько преступлений совершено в местах заключения свободы с помощью телефонов.
В 2022 г. судами общей юрисдикции рассмотрено 3318 дел по ст.19.12 КоАП ("Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания"). Какой процент среди запрещенных предметов - телефоны, в пояснительной записке не указано.
В пояснительной записке также сказано: "По оценке МВД России, значительная доля "телефонных мошенничеств" совершается лицами, содержащимися в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) и в следственных изоляторах". Однако конкретных цифр в записке нет. Алена Гришкова, адвокат коллегии КА Pen & Paper, привела статистику доклада УФСИН, согласно которой, из общего числа преступлений, совершаемых в учреждениях ФСИН РФ, телефонное мошенничество составляет примерно 2%. По ее словам, в общероссийском масштабе доля таких мошенничеств невелика.
"Мобильные телефоны заключенные в основном используют для мошеннических действий - выманивания денежных средств у доверчивых граждан, - рассказала Гришкова. - Однако проблема использования мобильных в тюрьмах является достаточно серьезной по причине использования такой связи в иной противоправной деятельности: для оказания давления на свидетелей и потерпевших по уголовным делам, координации действий неустановленных участников преступного сообщества и прочее".
Ранее предпринимались попытки решить данную проблему и с помощью технических средств ("глушилок"), и работы с операторами связи по блокировке звонков из учреждений ФСИН. По словам Ильи Боровкова, это не дало внушительных результатов. "Несмотря на предпринимаемые меры по борьбе с "зоновскими колл-центрами" как со стороны ФСИН, так и со стороны кредитных организаций, данная проблема остается актуальной", - добавил он.
Телефоны в УИС проносят адвокаты, родственники, друзья и даже сотрудники учреждений. В 2020 г. Пресненский райсуд Москвы арестовал на два месяца двух сотрудников СИЗО "Матросская тишина" за то, что они снабжали заключенных телефонами, сим-картами, сигаретами и другими запрещенными для проноса вещами.
Телефоны приносят на свидания, отправляют в посылках или перебрасывают на территорию. Но есть и другие способы доставки запрещенных предметов в колонии. "В последние годы набирает обороты практика "доставки" телефона с помощью беспилотников (БПЛА). Так, по данным ФСИН, в 2022 г. зафиксировано 70 попыток полетов БПЛА над территорией учреждений УИС. При этом в конце 2019 г. ФСИН получила право сбивать в воздухе БПЛА на подлете к территориям учреждений УИС", - рассказал Боровко.