Применение генеративного искусственного интеллекта сопряжено с целым рядом проблем. Прежде всего результаты работы нейросетей, которые генерируют тексты, требуют тщательного контроля корректности информации. При использовании изображений, которые созданы нейросетями, возникают коллизии, связанные с соблюдением авторских прав.
Яков
Шпунт
© ComNews
26.05.2023

В ходе сессии Российского интернет-форума - 2023 (РИФ) "Нейросети в 2023 г.: зачем пиарщику робот и заменит ли он специалистов?", которая прошла 25 мая, участники дискуссии поделились опытом использования инструментов генеративного ИИ. Как отметила генеральный директор аналитического агентства PR News Лилия Глазова, без использования ИИ уже невозможно обойтись при решении задач, которые требуют обработки больших объемов данных за короткие сроки. Например, при формировании коммуникационных стратегий. Те, кто отказывается от использования ИИ, по ее мнению, искусственно снижают конкурентоспособность.

По наблюдениям управляющего партнера Webolution Digital Agency Дмитрия Фролова, презентация, созданная без использования такого рода инструментов, уже скорее исключение, в том числе в России. Сервисы вроде Chat GPT широко используются при написании несложных текстов на заданную тему или генерирования изображений. Успешно и широко распространена практика транскрибирования текстов с аудио- и видеозаписей. "Ужать" содержание трехчасового вебинара до одной-двух страниц, по мнению Дмитрия Фролова, для ИИ уже давно решенная задача. Он сравнил отказ от использования ИИ с отказом от использования интернета.

Начальник отдела интернет-коммуникаций Минэкономразвития России Ольга Лабуз поделилась пятилетним опытом применения ИИ-инструментов в министерстве. Благодаря им количество необработанных запросов, которые поступают в пресс-службу ведомства, стремится к нулю. При этом делопроизводителей Минэкономразвития полностью освободили от работы с запросами. Обработка многих потенциально проблемных ситуаций происходит в проактивном режиме с использованием инструментов мониторинга СМИ и социальных медиа. Сотрудники ведомства довольно широко применяют генеративный ИИ при разработке типовых документов - например, технических заданий. Обучение работе с такими инструментами, как подчеркнула Ольга Лабуз, занимает не более 20 минут.

Вместе с тем использование ИИ может быть чревато проблемами, иногда серьезными. Дмитрий Фролов, например, обратил внимание, что изображения, сгенерированные с помощью зарубежных нейросетей, часто принадлежат компаниям, разработавшим эти самые нейросети. И обладатели авторских прав довольно ревностно следят за их соблюдением. По наблюдениям Дмитрия Фролова, приблизительно каждый месяц к какой-либо из российских компаний правообладатели предъявляют претензии за использование контента, созданного нейросетями, причем в последнее время такого рода случаи имеют явную тенденцию к учащению.

Также участники дискуссии были единодушны в том, что слабым местом нейросетей является проверка корректности выводов. И в целом генераторы текстов выдают очень "сырой" материал, который нужно обязательно дорабатывать. Доцент НИУ ВШЭ Татьяна Соколова также напомнила, что качество текста очень сильно зависит от корректности запроса к нейросети. И в целом при прочих равных исходных данных текст у одной и той же нейросети будет отличаться.

"Из пяти названных ChatGPT российских компаний только одна (BrandSecurity) соответствовала запросу. Остальные были или зарубежными, или не имели отношения к защите бренда, если, конечно, не считать защитой "реставрацию брендовых изделий из кожи". GPT-Open выдала список юридических контор. И только чат-бот YouChat (You.com) дал требуемый ответ, назвав Group-IB и Bi.Zone", - такие результаты, например, получил эксперт-обозреватель "ИКС-Медиа" Николай Носов при тестировании пяти нейросетей. Тестовым заданием было найти российские компании, предоставляющие услуги по защите бренда.

Лилия Глазова также обратила внимание, что нейросети просто не могут дать ответ на многие вопросы. К примеру, ChatGPT оказалось не по силам написать сочинение по литературе для 7-го класса российской средней школы. "На сложные вопросы нейросеть отвечала "простите, но я даже не знаю, что на это ответить", а "Алиса" переходила в режим выдачи ссылок", - такой результат в ряде случаев получил и Николай Носов в ходе экспериментов.

Коммерческий директор "Интериум" Андрей Ермошкин заявил, что все 12 лет, которые он работает в бизнесе, связанном с PR и коммуникациями, ему приходится слышать, что данное направление скоро умрет из-за того, что людей вытеснят разного рода автоматизированные инструменты. Но пока до этого еще очень далеко. Красноречивым примером тут является история с агентством BuzzFeed, которое попыталось обойтись минимумом персонала, используя лишь ИИ, но это кончилось очень печально - уходом с рынка. И в целом много задач, с которыми нейросети не справляются и еще долго справляться не будут. Одним из таких направлений, по мнению Лилии Глазовой, является кризисный PR.

Новости из связанных рубрик