Вызовы космических масштабов
Петр Дубров обозначил проблемы в космической отрасли на дискуссии РФРИТ. "Все исходные данные на российский сегмент Международной космической станции (МКС) - радиограммы, Форма-24 (расписание для экипажа на день), изображения - поставляются на станцию в разрозненном виде, и приоритетом для нас было бы создание информационной системы, которая бы все это объединила. Пока мы летаем на МКС, у нас есть возможность использования американского программного продукта Optimist, который в наглядном виде представляет все данные по работе экипажа. У системы Optimist есть и возможность онлайн-связи с Землей по протоколу IP. Но воспользоваться этими сервисами мы можем только с американских планшетов и ноутбуков", - так космонавт высказался о проблемах с МКС.
Петр Дубров добавил, что у России есть широкополосная система связи для выхода в интернет с МКС, но она пока не работает: экипаж может выйти лишь в локальную сеть. Отвечая на вопрос корреспондента ComNews, есть ли у РФ сценарий на случай, если США откажут российской стороне в интернет-доступе с МКС, он сказал, что сохраняется возможность УКВ-связи и радиолюбительской связи, а также нескольких каналов передачи данных (в том числе тех, которые задействованы под телеметрию).
Петр Дубров рассказал, что российский экипаж МКС также использует планшетные компьютеры, "но только как читалки - для открытия документов". "В процессе работы планшеты используются мало", - признался он.
Космонавт посетовал, что программные продукты для космической отрасли являются очень узконаправленными - мало в каких иных отраслях их можно применить. "Если автозаводов много, и единожды разработанный софт можно применять на каждом из них, то в космосе это не так", - пояснил на примере российский космонавт-испытатель. В результате в космической сфере подобный софт создается силами отраслевых предприятий. "Либо приходится нанимать группу программистов, но это тоже дорого и не всегда возможно, так как существует еще и задача ограничения доступа к информации", - описал альтернативный путь разработки Петр Дубров.
"Можно привести множество примеров, когда разработки космической отрасли стали использоваться на Земле: технологии передачи данных, разработанные для телескопа "Хаббл", используются в индустрии мобильной связи", - ответила модератор дискуссии, директор Центра системного проектирования Сколковского института технологий и науки Татьяна Подладчикова.
Другие участники дискуссии высказали отличную точку зрения о состоянии космической отрасли. "Чтобы среднестатистической стране из G7 просто помечтать о космосе, сначала нужно выучить, что значат аббревиатуры "ВКЛ" и "ВЫКЛ". То же самое с информационными технологиями. Конкурентоспособные решения есть. Российские разработчики-программисты лучшие в мире - это доказано и не требует дополнительного подтверждения. У нас амбициозные задачи, и правительство реализует исчерпывающий комплекс мер поддержки", - рассказал об успехах российских разработчиков Александр Павлов, генеральный директор Российского фонда развития информационных технологий.
Андрей Потапов, директор департамента по цифровизации госкорпорации "Роскосмос", считает себя самым счастливым ИТ-директором. Он пришел в корпорацию, когда та лишилась импортного программного обеспечения, многих прошлых наработок, была поставлена задача перейти от выпуска уникальных космических аппаратов к серии. "Космическая отрасль - сложная конструкция. У нас есть производство ракет, космических аппаратов, приборов, наземной инфраструктуры. Все это нуждается в софтовой перестройке. Мы находимся в уникальной ситуации, когда вынуждены отказаться от прошлого, из-за чего появляется интереснейшая возможность сделать современные качественные решения, плюс у нас есть поддержка государства", - объяснил он.
Генеральный директор ООО "3В Сервис" Вячеслав Петухов напомнил: тот факт, что Гагарин первым полетел в космос, вдохновляет и напоминает, что мы можем быть лучшими и первыми. "Пессимисты говорят, что в западном софте много строк кода, надо брать его готовым. Однако до этого была проблема: когда человек брал западное, он за границу отгружал знания - зарубежные специалисты получали задачу и понимали, что нужно доделать, чтобы ее решить. Сейчас уникальная ситуация, когда западные решения ушли и мы можем оставить знания здесь для российских продуктов - например, САЕ-системы "Логос" и др.".