Российские ИТ-компании устремились за рубеж
Такие данные приводят исследователи бизнес-клуба "Атланты".
По их данным, больше всего российских ИТ-предпринимателей привлекают страны Азии, СНГ и США. Самыми перспективными, открытыми к партнерству, по мнению половины ИТ-бизнесменов, станут страны Азии. Также предприниматели выделяют страны СНГ (11%) и США (7%). Эти регионы привлекают в первую очередь широким рынком сбыта (60%), а каждый 10-й отмечает высокое качество развития инфраструктуры. Регион МЕNА привлекает 1,9% компаний. Большинство (74%) респондентов планируют инвестировать от 5 млн до 20 млн руб., каждый 10-й - до 5 млн, а каждый 20-й - от 20 млн до 50 млн.
"Выход на зарубежные рынки - вызов для любого предпринимателя. Для большинства из них увеличение прибыли - основная цель масштабирования бизнеса за рубежом. Также владельцы ИТ-компаний хотели бы найти новых партнеров (12%) и инвестиции (6%) на новом рынке. Кроме того, за счет выхода на новые рынки ИТ-предприниматели хотят сохранить динамику развития предприятия (4%) и релоцировать бизнес (3%). Для бизнесменов особенно важно получать поддержку от единомышленников, обмениваться опытом и идеями. Мы верим, что, объединяясь в сообщества, предприниматели смогут усилить друг друга", - прокомментировала Олеся Сивач, CEO бизнес-клуба "Атлант".
От международной экспансии 29% российских ИТ-бизнесменов ожидают увеличения прибыли, 23% - расширить пул клиентов, а 21% - получить новый рынок сбыта. Еще 11% опрошенных ожидают развитие компании, а 3% - хотели бы расширить знания о бренде среди зарубежной аудитории. Предприниматели готовы активно вовлекаться в бизнес-процессы и настроены оптимистично. Стабилизировать операционную деятельность в новых регионах в течение первых двух лет намерены 36% опрошенных, в течение года - 26%. От трех до пяти лет понадобится 16% ИТ-предпринимателей.
Главными сложностями на зарубежных рынках для 16% ИТ-бизнесменов представляется отсутствие налаженных контактов, для 14% ИТ-бизнесменов - сложности с оформлением документов, а для 13% - логистические трудности. Еще 8% респондентов ожидают трудностей с наймом персонала, а 7% - с адаптацией рекламных материалов под локальные особенности. Примечательно, что большинство ИТ-предпринимателей (93%) не видят проблем в том, что не обладают экспертизой по новому рынку.
В опросе приняли участие 1247 предпринимателей в возрасте от 18 лет. Регионы исследования - вся Россия, города "100 тысяч плюс". Исследование проводилось методом онлайн-анкетирования в феврале 2023 г.
Бизнес-клуб "Атланты" - закрытое сообщество для российских предпринимателей и топ-менеджеров, место обмена опытом и поддержки, существующее с 2017 г.
Директор практики "Стратегия трансформации" компании "Рексофт Консалтинг" Алексей Богомолов считает, что, даже несмотря на текущую ситуацию, российские разработчики ПО имеют возможность для международной экспансии. "Прежде всего надо ориентироваться на наиболее перспективные технологии: прикладные решения с использованием ИИ, кибербезопасность, облачные сервисы. В области прикладных решений сосредоточен опережающий рост в 9,3% при общем росте сектора в 2,4%. Международный рынок приложений и услуг разработки ИИ в 2022 г. совокупно вырос до $200 млрд. Если рассматривать консервативный сценарий, то Ближний Восток, Африка, Азия, Латинская Америка, являясь потенциальным рынком для российского ПО и услуг, составляют 15% от общемирового объема, что при кажущейся скромности является весьма перспективным объемом, - рассказывает он. - У российских игроков есть возможность проявить себя в наметившейся нише платформенного ПО для решений промышленного ИИ - на глобальных рынках общий рост этого сегмента составил более 30%. Объединение существующих наработок, опыта и системная поддержка от государства, которая в этом году утроилась, могут создать необходимый опережающий темп".
Из позитивного Алексей Богомолов отметил возрастающий интерес к стартапам в области ИИ и их потенциал к экспансии (пример, Rubbles, Cyberphysics). "Важно учитывать, что "дружественные" рынки являются высококонкурентными, что создает необходимость в четком позиционировании и опережающем качестве ПО. "Инфобез" традиционно считается сильной стороной российских разработчиков. На слуху такие компании, как "Лаборатория Касперского", Positive Group, Group-IB и др. Однако эта ниша также имеет серьезный запас с точки зрения экспортного потенциала для новых игроков", - прокомментировал он.
Генеральный директор "СерчИнформ" Сергей Ожегов сообщил, что компания уже присутствует на иностранных рынках около пяти лет. "Попробовали силы в разных регионах, включая Европу, Канаду, Австралию, США и др. Однако опытным путем выделили для себя Азиатский и Арабский регионы, а также страны Латинской Америки. Из опыта общения с коллегами в отрасли информационной безопасности могу сказать, что они придерживаются тех же приоритетов по странам для экспорта. В 2023 г. мы делаем ставку на регионы, которые назвал выше, - Азия, Арабский мир и Латинская Америка. В каком-то смысле разочаровались в Африканском регионе - слишком большая разница в подходах к бизнес-процессам. Но теперь видим перспективу расширения в Восточной Азии - во Вьетнаме, Мьянме, Малайзии. По нашему опыту, самой большой сложностью был и остается языковой барьер. В ряде интересующих нас стран местные партнеры и потенциальные клиенты с трудом общаются на английском. У российских вендоров, с другой стороны, нет возможности изучать все местные языки, например, такие, как индонезийский. Из-за этого взаимодействие на иностранных рынках идет не так быстро, как хотелось бы. Кроме того, просто необходимо изучать местные культурные особенности, менталитет, чтобы органично выстраивать общение с иностранными интеграторами и заказчиками. В прошлом году вырос интерес к российским решениям сферы информационной безопасности. Кроме того, мы наблюдаем заинтересованность в экспертизе российских ИТ-компаний: то есть зарубежные заказчики хотят приобретать не только лицензии, но и обучение, чтобы качественно использовать сложные ИТ-решения. Конечно, это подталкивает отечественных вендоров активнее заниматься экспортом и масштабировать бизнес на новые рынки", - рассказал Сергей Ожегов.