Игроки ИТ-рынка заявляют, что зарубежные решения продолжают существовать на рынке, но переключаются на российскую поддержку на время, пока компании не мигрируют на иное решение. Так, "Инфосистемы Джет" готова взять клиентов системы ИТ-мониторинга Zabbix, разработчик которой покинул Россию, на техподдержку. Компания IBS готова поддержать решения на базе SAP.
© ComNews
06.10.2022

Пресс-служба "Инфосистемы Джет" отмечает, что Zabbix используется повсеместно в российских компаниях, и нередко с другими системами ИТ-мониторинга. "Среди наших клиентов нет компаний, которые бы его не применяли. Zabbix - широко используемая система с открытым исходным кодом, и в новых условиях без вендорской поддержки техническое обслуживание системы оказалось затруднительным для многих компаний, так как требует специфической экспертизы и опыта. Специалисты сервисного центра "Инфосистемы Джет" разработали модели здоровья - наборы метрик, которые определяют корректность работы ИТ-сервисов, - под различные СУБД, ОС, web-сервера и ПО, лежащее в основе микросервисных архитектур. Помимо программных продуктов, реализованы модели здоровья для оборудования российских и зарубежных производителей", - рассказали представители компании.

Заместитель руководителя направления ИТ-аутсорсинга "Инфосистемы Джет" Александр Казаков рассказал, что компания работает с Zabbix более 10 лет. "За это время накопили огромную базу знаний об этом продукте. Сейчас мы готовы не просто поддерживать, но и расширять возможности системы, дорабатывая ее функционал под нужды наших заказчиков", - подчеркнул он.

На данный момент "Инфосистемы Джет" оказывает техническую поддержку более 20 клиентам Zabbix, и, по словам представителей компании, спрос на эту услугу продолжает расти.

Представители пресс-службы IBS отметили, что SAP покидает российский рынок и в этой ситуации компании, использующие ее прикладные решения, вынуждены искать альтернативные способы поддержания актуального состояния системы, исправления возникающих ошибок и адаптации ПО к обновлениям законодательства. "IBS предлагает российским пользователям SAP комплексную поддержку системы без вендора. Специалисты компании готовы помочь как клиентам, выбравшим переход к технологическому суверенитету, так и организациям, решившим продолжить долгосрочную эксплуатацию SAP-решений после ухода разработчика из России", - сообщили они.

Директор департамента сопровождения коммерческого ПО IBS Дмитрий Ивицкий рассказал, что в разработке программы поддержки компания IBS опирается на реальные потребности клиентов SAP. "У нас есть клиенты, которые уже десятилетиями полноценно эксплуатируют возможности SAP без помощи вендора. Причем выбор поддержки SAP от IBS зачастую позволяет использовать бюджет на вендорскую поддержку с большей эффективностью", - отметил он.

Директор по информационным технологиям компании ITentika Александр Чиченин отмечает, что в короткие сроки заместить эти решения не получится, поэтому и спрос на их поддержку быстро не упадет. "Когда говорят "разработчик покинул" - это не значит, что все специалисты покинули Россию, а означает, что возможность осуществлять поддержку осталась. Кроме того, российские компании и раньше занимались внедрением и поддержкой этих систем, поэтому для них ничего и не изменилось, только увеличилось окно возможностей", - отмечает он. По словам Александра Чиченина, потребность рынка в этих решениях большая: SAP занимал около 42% рынка РФ среди систем автоматизации бизнес-процессов. "Zabbix открыл офис в РФ в 2019 г., при этом в России пользовались этим решением более 10 лет. Нужно понимать, что Zabbix изначально - система с открытым исходным кодом, многие отечественные интеграторы и частные компании уже давно вложились в его адаптацию и развитие под нашу специфику", - отмечает Александр Чиченин.

Владелец продукта VMmanager компании ISPsystem Александр Гришин отмечает, что Zabbix де-факто является одним из лидеров на рынке мониторинга в России. "Это обусловлено в первую очередь бесплатной моделью его распространения: Zabbix - open-source-продукт. Также в его популярности играет роль огромное число интеграций с различными ИТ-инструментами", - говорит он. По его мнению, сейчас нет достойного российского аналога. "Лично я считаю, что не нужно делать продукты по принципу "просто повторить западное". Лучше развивать дополнительную ценностью и строить продукт, решающий те же задачи, выполняющий ту же работу, но более эффективно. На примере Zabbix я бы сказал, что он слабо ориентирован для работы в модели IaC, что ограничивает его использование в ИТ-отделах c современным облачным и программно-определяемым подходом. Слабо реализована система контроля версий состояния инфраструктуры. Эту слабость можно было бы использовать для развития собственного продукта мониторинга, не просто копирующего иностранный аналог, а решающего задачу мониторинга более современным и эффективным способом", - уверен Александр Гришин.

Заместитель директора департамента консалтинга ГК Innostage Марат Залотдинов отмечает, что решение поддерживать зарубежные системы ИТ-компании принимают для диверсификации бизнеса и получения дополнительных возможностей привлечения заказчиков. По его словам, также это позволяет компаниям нанимать ИТ-специалистов, ранее работавших у зарубежных вендоров, и тем самым усиливать свои компетенции. "Однако заказчики не перестают зависеть от зарубежных вендоров, нуждаясь в их обновлениях и устранении уязвимостей. Если компании работают с высоконагруженными и интегрированными системами, такими как SAP, перейти в краткосрочной перспективе на российские решения для них будет тяжело. В переходный период они будут нуждаться в поддержке зарубежных решений, так как самостоятельно поддерживать эти системы может быть проблематично. Отсутствие такой поддержки может привести к выходу из строя их систем, а оно, в свою очередь, к большим финансовым потерям. Например, несвоевременная выплата зарплаты или уплата налогов, произошедшие из-за неработоспособности соответствующей системы", - отмечает он. По его словам, благодаря поддержке российских компаний зарубежные решения продолжат существовать на российском рынке, однако их доля будет снижаться и дальше, так как большинство компаний планируют переходить на отечественные аналоги. "Подталкивает их к этому растущая зрелость и увеличивающаяся функциональность российских решений. Свою роль играет также необходимость развития применяемых систем и риски "уязвимостей нулевого дня", устранить которые можно только при помощи обновлений вендора", - заключил Марат Залотдинов.

Начальник отдела систем мониторинга центра компетенций по системам управления ИТ и мониторинга "Т1 Интеграции" Максим Нарубин отмечает, что практически все компании, с кем у них налажены контакты, либо уже используют, либо планируют переходить на open-source-системы мониторинга Zabbix или Prometeus. "Например, некоторые операторы связи в кратчайшие сроки обеспечили сбор статистики с оборудования и передачу данных в систему управления производительности, и Zabbix выступает в качестве инструмента мониторинга и сбора метрик. Также этот продукт используется некоторыми компаниями как резервная система на случай, если существующие коммерческие продукты мониторинга вдруг перестанут работать или им не хватит функционала", - сказал он. По его словам, большинство компаний используют не требующую лицензирования версию Zabbix, поэтому ответить на вопрос о числе используемых лицензий невозможно. "Тем не менее, по нашей оценке, не менее 70% заказчиков "Т1 Интеграции" используют Zabbix для решения задач мониторинга ИТ", - добавил Максим Нарубин. По его словам, в сложившейся ситуации было необходимо быстро заменить существующие решения мониторинга, для которых заканчивалось действие лицензий или прекращена поддержка. "Проведение тендера требует много ресурсов: бюджетирование, подготовка к конкурсам, согласование ТЗ, внедрение и разработка документации длятся долго, а оставлять без мониторинга ИТ-инфраструктуру нельзя, поэтому все удобства и красивые интерфейсы коммерческих продуктов пока уходят на второй план. Приходится рисковать и развивать внутреннюю экспертизу по Zabbix/Prometeus/Grafana. Компании обращаются к нам за профессиональной помощью, когда сталкиваются со сложностями при внедрении системы", - объясняет Максим Нарубин. По его словам, в качестве альтернативы Zabbix можно рассмотреть следующие отечественные коммерческие продукты и решения: Т1 Watchman от "T1 Консалтинг", "Центральный Пульт" от "Росcинно", "ИНИТИ СОЛО" от "Инити", MONQ от Monq Digital Lab и AggreGate Network Manager от Tibbo.

CTO компании CodeInside Владислав Егоров отмечает, что Zabbix - гибкий инструмент мониторинга корпоративного уровня, используемый повсеместно в РФ. "По разной информации, систему мониторинга использует МТС, "Билайн", Альфа-Банк, "ЭР-Телеком", а также "Сбер", "Почта России", "Росбанк, правительство Москвы и др.", - рассказал он. По его словам, глобально альтернативы в том или ином виде присутствуют - например, NetXMS или AggreGate. "Это либо менее функциональные и распространенные, либо требующие коммерческой лицензии - тот же российский AggreGate. При этом замена какой-то части системы в крупной ИТ-компании - огромный стресс для всей инфраструктуры и немалые расходы. К тому же не забываем учитывать не только стоимость развертывания, но и стоимость владения. Замена Windows на российский дистрибутив ОС GNU/Linux происходит до сих пор: возможно, отдельные государственные ведомства перешли, но, если идти дальше в сторону госкомпаний, уже реже. Далее, в конце прошлого года, было объявлено об обеспечении полной совместимости Astra Linux с Zabbix. Сам Zabbix поставляется через репозитории Astra Linux. Можно ли из этого сделать вывод, что Zabbix - российская система, притом что "Астра" позиционируется как отечественный дистрибутив?" - рассуждает Владислав Егоров.

Технический директор Cross Technologies Андрей Маклаков говорит, что в последнее время от заказчиков приходит достаточно много запросов на поддержку зарубежных решений, которые невозможно сейчас обслуживать у вендоров. "Несмотря на активное импортозамещение, на рынке много уже внедренных решений, которые пока по тем или иным причинам не получается заменить. А техническая поддержка крайне нужна в процессе эксплуатации ИБ-решений - особенно это касается периметральных решений. Так как злоумышленники стараются найти уязвимое место в защите постоянно, как раз с помощью обновлений - поддержки - все найденные "дыры" устраняются. Если обновлений нет, система становится крайне уязвимой", - объяснил он.

Заместитель генерального директора по развитию бизнеса, директор департамента инфраструктурных решений и сервисов ИТ-компании "Крок" Валентин Губарев отмечает, что компании поддерживают текущие зарубежные решения, потому что переход на что-то отечественное - процесс небыстрый. "Замещение части систем может занять несколько лет, а где-то требуется дождаться сопоставимого аналога, которого в моменте не существует - например, в инфраструктуре сложная система с СХД, софтом резервного копирования, заменой Active Directory. Кроме того, это требует дополнительных вложений, так как старый софт, железо уже закуплены, а в случае полной замены необходимо покупать все новое, что значительно дороже, чем поддержание текущего состояния инфраструктуры", - объясняет он.

По его словам, у "Крока" был такой опыт: ряд заказчиков, которым важна максимальная экономия, давно пользуются партнерским сервисом для так называемого коммодити (самого простого оборудования), потому что содержать склад запасных частей на случаи поломок - дешевле, чем покупать полноценные сервисные контракты у производителей. "Сейчас, по сути, нам этот опыт пришлось масштабировать. Если ранее большая часть рынка покупала сервисные контракты, то теперь все переключаются на партнерский сервис. У нас опыт выполнения таких контрактов уже более 15 лет, поэтому ситуация для нас не новая. На момент остановки поддержки со стороны производителей у нас был сформированный склад ЗиП под все оборудование, которое находилось на поддержке "Крок". Соответственно, сейчас мы его пополняем, а не формируем с нуля. Мы понимаем, как считать потребность в ЗиП для обеспечения контракта, выстроены процессы, чтобы обеспечивать требуемый SLA", - рассказал Валентин Губарев.

По словам эксперта, зарубежные решения продолжают существовать на рынке, и все они переключаются на российскую поддержку на то время, пока компании не мигрируют на какое-то иное решение. "О том, какие сроки это займет, прогнозы строить сложно. Есть системы критической инфраструктуры, которые должны быть импортозамещены до 2025 г. При этом точно останутся системы, которые будут поддерживаться как есть, без развития, пока они полностью не отомрут. Сколько это времени займет - неизвестно. Думаю, за три-пять лет большая часть будет замещена, но какие-то самые сложные нишевые решения могут просуществовать и не один десяток лет", - предполагает он.

Новости из связанных рубрик