В ближайшем будущем в России драйвером развития экономики станут цифровые бизнес-экосистемы. При этом наибольший спрос будет на ИТ-кадры инженерного направления, а также специалистов, способных наладить выпуск средств производства микроэлектроники. Кроме того, востребованными будут специалисты на стыке ИТ и других наук. Такой прогноз дают специалисты НИИ ВШЭ.
© ComNews
31.08.2022

В рамках дайджеста "Экономика России: аспекты глобального трансформационного сдвига", подготовленного проектно-учебной лабораторией экономической журналистики совместно с дирекцией по связям с общественностью и дирекцией по цифровым медиа и продвижению НИУ ВШЭ, эксперты университета рассказали, что сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стал лидирующим в экономике. За 2015-2021 гг. его рост составил 35% против роста ВВП в целом на 7% (в реальном выражении).

В прошлом году в секторе ИКТ сохранился тренд предыдущих лет по повышению темпов роста валовой добавленной стоимости: рост в реальном выражении составил 10,8% (против 6,9% в 2020 г. и 5,7% в 2019 г.) и достиг 3,7 трлн руб., или 3,2% ВВП.

"По статистике Росстата, с 2016 г. по I квартал 2022 г. численность ИКТ-специалистов выросла на 29% - с 1 млн до 1,4 млн человек. Однако востребованность специалистов продолжает расти, а с ней и дефицит качественных кадров. Потребность в ИТ-специалистах испытывают не только технологические компании, но и многие другие бизнесы, где активно внедряются и развиваются цифровые решения. Сегодня востребованы аналитики Big Data, продуктовые аналитики, сервисные дизайнеры, архитекторы пользовательских интерфейсов, системные программисты и разработчики программного обеспечения, специалисты по машинному обучению и т.д. Дефицит ИТ-специалистов в России есть, но он начался задолго до февраля 2022 г., именно поэтому кафедры по ИТ-специальностям в стране были самыми открываемыми с точки зрения бакалавриата и магистратуры", - отмечают авторы дайджеста.

По их словам, в свете перехода к технологическому суверенитету, импортозамещению и необходимости создать отечественную ИТ-инфраструктуру в ближайшие годы будет серьезно расти потребность в инженерных ИТ-кадрах, в специалистах по микроэлектронике. "В отрасли ИКТ самыми востребованными будут специалисты уровня middle и выше - выпускники профильных факультетов вузов первого эшелона, практики с хорошей базовой подготовкой. Многие уже сейчас совмещают работу с учебой в магистратуре, в том числе онлайн. В дальнейшем будет появляться все больше онлайн-магистратур и онлайн-бакалавриатов. Краткосрочные образовательные ИТ-курсы не способны конкурировать с вузовской подготовкой: выпускники таких экспресс-программ могут претендовать на рынке лишь на весьма скромные позиции со средним уровнем дохода. Такого рода профподготовка может служить стартом для перехода в отрасль, но, чтобы расти и развиваться в этом направлении, нужно быть готовым повышать свой уровень", - уверены авторы дайджеста.

Говоря о формировании в стране цифровой независимости, вице-президент НИУ ВШЭ Игорь Агамирзян подчеркнул, что без создания средств производства и подготовки специалистов, которые могут эти средства производства создавать, технологической независимости не может быть в принципе. "Речь идет об инженерах, способных наладить выпуск средств производства микроэлектроники - железа для ИT-индустрии. Это очень непростая задача, требующая мультидисциплинарного подхода: сюда входят такие области, как оптика, фотоника, претензионная механика и т.д. И это тоже ИT-специалисты, которые необходимы", - сказал он.

Head of R&D компании Wangsu Science & Technology Василий Сошников выделил несколько основных направлений, указав профиль самых востребованных специалистов в каждом. В частности, по его словам, упор в ближайшие годы в России будет сделан на развитие микроэлектроники и сопутствующие направления. "Востребованы будут дизайнеры и архитекторы схем (DataSheet), разработчики операционных систем (ОС), компиляторов и связанных компонентов, ИT-архитекторы, разработчики, ученые в области прикладной статистики и математики, аналитики и т.п.", - считает он.

Игорь Агамирзян уверен, что сейчас все самое интересное в экономике происходит на пересечении цифрового и физического мира. "Это киберфизические системы, интернет вещей, применение цифровых методов в химии, биологии, генетике. Будущее за этим. А драйвером развития экономики на ближайшие годы станут цифровые бизнес-экосистемы, так как они радикально меняют структуры экономики. "В частности, в традиционной экономике все игры - с нулевой суммой, а в цифровых бизнес-экосистемах возможна, оказывается, win-win-ситуация, когда совокупная ценность, обеспечиваемая экосистемой, больше суммы всех ценностей, которые предоставляют участники", - уточнил он.

Первый заместитель декана факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, академический руководитель программы "Прикладной анализ данных" Тамара Вознесенская считает, что в будущем айтишники, специалисты по компьютерным наукам, будут разрабатывать новые языки, алгоритмы, выстраивать инфраструктуру, а например, философ или филолог будет заниматься своей наукой, при этом они смогут и данные собрать, и что-то запрограммировать, и применить алгоритм, чтобы проанализировать данные. "Сейчас время больших проектов на стыке наук - в какой-то проект, например по лингвистике, нужны и программисты, и лингвисты, и те, кто алгоритмы пишет в машинном обучении, и те, кто знает про саму науку лингвистику. С биологами так же. Эта тенденция тоже будет нарастать", - сказала она.

Директор направления EdTech ИТ-кластера фонда "Сколково" Наталья Царевская-Дякина считает, что нехватка инженерных ИТ-кадров велика. "Задача лежит не в плоскости создания, а в плоскости конвейерного производства и масштабирования. Нам нужны не просто специалисты - инженеры-создатели, а product owner`ы, владельцы продуктов, архитекторы и менеджеры, которые способны видеть целиком задачу, от постановки цели до рыночного применения созданных продуктов. Нехватка ИТ-специалистов насчитывает около 1 млн человек в год. В ответ на потребность рынка появилось много предложений для обучения в ИТ: среднее профессиональное образование, вузы, дополнительное профессиональное образование, онлайн-школы. Но почти все они учат специалистов начального уровня, а бизнесу и государству нужны профессионалы с опытом реализации проектов, с полученным результатом, с завершенным продуктом. И их недостаток еще более критичен", - отмечает она.

Врио директора "Кадры для цифровой экономики" АНО "Цифровая экономика" Юлия Горячкина отмечает, что задача по подготовке инженерных ИТ-кадров действительно есть, так как в целом наша страна стоит на пути технологической независимости, а это значит, что мы будем нуждаться в новых специалистах в сфере ИТ, в том числе и инженерах.

"Тем не менее нужно понимать, что подготовка ИТ кадров - приоритетная задача любого государства, дефицит ИТ-кадров - общеглобальная проблема. По оценкам Microsoft, к 2025 г. потребность специалистов цифровых профессий вырастет с 51 млн до 190 млн рабочих мест, из которых 149 млн будут связаны с дефицитом новых кадров, таких как разработчик программного обеспечения, специалист по облачным вычислениям, аналитик данных, специалист по машинному обучению и ИИ, кибербезопасности и безопасности личных данных", - говорит она.

По словам Юлии Горячкиной, государство совместно с бизнес-сообществом понимает всю важность этой задачи, совместная амбициозная цель - ежегодно на четверть наращивать бюджетные места во всех вузах страны. "Мы согласны, что востребованность специалиста на 80% зависит от пула компетенций, наработанных им в процессе обучения, реализации проектов и общения в специализированной среде. Таким образом, чем обширнее наработанный сет компетенций и навыков - тем больше шансов на успех у специалиста. С точки зрения подготовки таких специалистов, на стыке смыслов, ИТ-компонента сейчас активно интегрируется в образовательные программы, эта деятельность организована и успешно реализуется в рамках Университета Иннополис, ну и сама структура показателя федпроекта "Кадры для цифровой экономики" по количеству приема на бюджетные места по ИТ предусматривает интеграцию компетенции по умению разрабатывать алгоритмы и пониманию принципов их работы в различные группы специальностей широкого спектра", - рассказывает Юлия Горячкина. По ее мнению, с точки зрения дополнительных мер по решению вопросов кадрового дефицита, профориентация среди школьников - наиболее эффективная мера, куда однозначно стоит инвестировать свое время.

По мнению генерального директора "Ланит-Терком" (входит в группу "Ланит") Вадима Сабашного, специалисты на стыке наук всегда пользовались и будут пользоваться спросом. "Это позволяет не тратить лишнее время на коммуникации, строить более функциональную команду и, как следствие, быстрее проводить научно-исследовательскую деятельность и разрабатывать прототипы. Во многих вузах есть совмещенные специальности, которые готовят специалиста одного из направлений, например лингвистики, дополнительно дают мощный математический аппарат и ИТ-инструментарий. Но не все из них готовы к такому образованию и карьере. Чаще встречаю ситуации, когда уже состоявшийся ИТ-специалист получает дополнительное образование, например, в нефтегазовом деле, чтобы лучше понимать предметную область и повышать свою ценность на рынке труда", - считает он.

Член правления АРПП "Отечественный софт", руководитель московского офиса СКБ "Контур" Кирилл Синицын отмечает, что работодателям нужны профи, владеющие и техническими, и гуманитарными компетенциями.

Руководитель проекта "Искусственный интеллект" АНО "Россия - страна возможностей" Светлана Терехова отмечает, что в определенных областях спрос на ИТ-специалистов с компетенциями в других сферах может иметь место, однако представляется, что этот спрос не массовый.

"Скорее, можно говорить не о востребованности ИТ-специалистов с компетенциями в других областях, а о востребованности менеджеров проектов со знаниями в определенной области и с компетенциями в сфере цифры. Для разработчиков, являющихся "руками" проекта, например пишущих код или обрабатывающих данные, знание в профильной области не является обязательным. Также необходимо привлечение к проектам специалистов из профильных областей. Одной из площадок для диалога разработчиков и профильных специалистов являются хакатоны", - говорит она.

По ее словам, сегодня в российских вузах открывается все больше кафедр, где учат ИТ-специальностям - например, искусственному интеллекту, машинному обучению, увеличивается количество бюджетных мест. "Но спрос рождает предложение - поступить на такие направления подготовки сложно, конкуренция большая, необходимы дополнительные баллы. В рамках проекта "Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект" победители и призеры хакатонов и чемпионатов получают различные преференции. Например, дополнительные баллы при поступлении в магистратуру ИТМО, а также дополнительные баллы ЕГЭ", - отмечает Светлана Терехова.

Новости из связанных рубрик