До конца 2022 г. в России будет создано 11 центров тестирования отечественного программного обеспечения. Их задача - убедиться в соответствии каждого продукта заявленному функционалу, а также протестировать российский софт на совместимость с другими решениями. Расходы на эту работу планируется возложить на профильные ФОИВы.
© ComNews
21.07.2022

До конца 2022 г. в России планируется создание отраслевых центров тестирования отечественного программного обеспечения. По данным ComNews, таких центров будет 11, 10 из них сфокусируются на специализированных решениях, а центр на базе ФГАУ "НИИ "Восход" возьмется за тестирование общесистемных решений и программно-аппаратных комплексов (ПАК). Задачи всех центров - тестирование российского софта на совместимость друг с другом, а также подтверждение заявленного разработчиками функционала.

Об этом сообщил главный аналитик Центра компетенции по импортозамещению в сфере ИКТ (АНО "ЦКИТ") Николай Разумейко (в недавнем прошлом тьютор Колледжа предпринимательства №11) на форуме "Умный город. Новые вызовы" в Мурманске. По его словам, на базе НИИ "Восход" уже создан центр технологической экспертизы и аттестации отраслевых центров тестирования, который выступит логистическим хабом по распределению заявок на тестирование программных продуктов между отраслевыми центрами тестирования. Их создание планируется на базе таких структур, как "Ростех" и "Росатом". Предполагается, что к проработке специальных требований к промышленному ПО (ППО) будут привлечены индустриальные центры компетенций, которых на данный момент планируется 37 - в соответствии с основными направлениями развития ППО.

АНО "ЦКИТ" возьмет на себя разработку базовых методик тестирования ПО и будет оказывать методологическое сопровождение, а "Восход" выполнит роль технологического центра по проведению тестирования ПО и разработчика методик тестирования ПАК. Николай Разумейко рассказал корреспонденту ComNews, что семь из 11 методик тестирования, запланированных на этот год, уже разработаны и находятся на согласовании.

По данным ComNews, вопрос оплаты отечественными разработчиками тестирования их программных продуктов пока обсуждается, и существуют предпосылки, что финансирование обеспечат профильные ФОИВы, исходя из федеральных программ, за которые они отвечают. "Вопрос, будет ли тестирование обязательным, также пока остается открытым, - говорит Николай Разумейко. - В то же время предполагается, что и на маркетплейсе, и в реестре отечественного ПО, которыми занимается Минцифры России, у каждого продукта будет отметка о прохождении тестирования".

"Ростех" поддерживает эту инициативу. "Работа уже идет, в ней задействованы наши ключевые компании в разных машиностроительных отраслях - ОАК, ОДК, УВЗ, КамАЗ, "Вертолеты России" и др. Наш подход исключает дублирование функций: каждая из компаний "Ростеха" имеет уникальную специализацию, при этом их участие в деятельности центров будет взаимодополняющим, с учетом максимально широкого спектра компетенций компании", - сообщил представитель пресс-службы госкорпорации "Ростех".

Центры будут выделять приоритетные виды и классы зарубежного ПО, которому требуется замена в разных секторах экономики, а также формировать техзадания для российских вендоров на разработку продуктов под эти потребности. Правительство РФ планирует выделить 37,1 млрд руб. на софинансирование импортозамещения цифровых решений до 2024 г.

"Предприятиям и организациям нужны не отдельные программные продукты, а комплексные интегрированные решения, которые в рамках единой инфраструктуры обеспечивают поддержку основной деятельности, - отметил Григорий Сизоненко, генеральный директор АО "ИВК" (Информационная внедренческая компания). - Такие комплексы позволяют замещать целые блоки цифровой инфраструктуры. Создание индустриальных центров компетенций поможет и заказчикам, и разработчикам".

Президент IW Group Алексей Синица считает, что, с точки зрения коммерческого сектора экономики, инициатива ненужная: на территории бизнеса всегда все решает заказчик. "Необходимо понять главную цель создания этих центров. Если мы говорим, что подобные центры создаются для проверки функциональности и совместимости разработок с отечественным ПО, то все эти задачи закрываются тестированием на уровне ИТ-компании и заказчика, который очень пристально и внимательно тестирует и валидирует поставляемое ему ПО. Лучше, чем заказчик, этого никто не сделает, каких бы квалицированных центров по тестированию ни создавалось. С точки зрения бизнеса, наличие подобных центров - это дополнительное звено, которое будет не только удлинять процесс, но и, наверняка в будущем, влиять на конечную стоимость ПО. Если смотреть на инициативу с точки зрения госсектора, то, скорее всего, инициатива правильная, - комментирует он. - Наличие выделенных центров не соответствует общепринятым методологиям, которые широко используются в разработке ПО. Подобные центры невозможно будет совместить с работой ИТ-компании ни по методологии Agile, ни при использовании разработчиками в Canban (реализация принципа "точно в срок"), так как невозможно точно спланировать работу стороннего, независимого выделенного центра. Подобный вид тестирования не вписывается в современный процесс разработки ПО, не соответствует его жизненному циклу. Если выносить коммерческие разработки на внешнее согласование с центрами тестирования, то не избежать не только спорных моментов, но и нужно готовиться к увеличению сроков разработки ПО. Только представьте, сколько документов, ознакомительных, подготовительных процедур нужно будет пройти, чтобы донести идею до выделенного специалиста в центре тестирования. Затем пройти саму процедуру, подготовить контраргументы. Зачем? Ранее коммерческая разработка отлично справлялась с тестированием на совместимость ПО без дополнительных участников. В этом и заключается профессионализм".

Заместитель генерального директора "РЕД СОФТ" Рустам Рустамов полагает, что создание центров тестирования - это шаг в сторону популяризации российского ПО. "Заказчики, в связи с отсутствием ресурсов для проведения тестирования или пилотного внедрения собственными силами, часто обращаются к вендору или интегратору с вопросами о совместимости продуктов и допустимости их применения в ИT-инфраструктурах. Центры тестирования могли бы дать независимые ответы на эти вопросы, - отмечает он. - Спорные ситуации возможны. Во-первых, в целях избежания конфликтов нужно проводить тестирование с участием вендоров. Тем более, у российских разработчиков уже сформирован значительный опыт в данном направлении. Например, операционная система "РЕД ОС" обладает широкой универсальной экосистемой, которая позволяет "собрать" решения под самые разные запросы. Второй момент - результаты тестирования должны быть понятны и прозрачны. Во многом от них зависит реализация программы импортозамещения информационных технологий и отношение заказчиков к российским продуктам".

Исполнительный директор "Смарт-Софт" Сергей Черномашенцев считает создание центров отличной идеей. "Польза очевидна и для производителей, и для заказчиков, - поясняет он. - Заказчик не будет тратить время и ресурсы на разворачивание мощностей для пилотирования. Он может сразу тестировать несколько решений, настроить интеграцию с другими решениями и посмотреть, что лучше интегрируется, что дает больше логов и больше информации - той, которая нужна именно ему. Часто заказчику требуются только конкретные функции, и здесь как раз будет удобно их избирательно тестировать. Особенно актуально это для компаний малого и среднего бизнеса, в которых нет гигантских отделов информационной безопасности и где не получится выделить нескольких сотрудников для пилотирования нового решения и его проверки. Здорово, если к тестовым площадкам была "прикручена" техподдержка конкретного вендора, чтобы отслеживать все обращения. У нас, как у вендора, ускорятся пилотные проекты, так как заказчик уже будет знаком с интерфейсом, возможностями интеграции нашего решения и сможет заранее обозначить требования и пожелания".

Руководитель центра компетенций Crosstech Solutions Group Станислав Фесенко считает инициативу полезной. "В текущих реалиях вынужденного импортозамещения не всегда удается произвести замену 1-1, то есть найти полностью комплементарный функционально аналог иностранным ИT- и ИБ-решениям. Зачастую пользователи информационных систем не вполне удовлетворены текущими возможностями продуктов, на которых они построены, и хотят расширить их или, наоборот, отказаться от невостребованных функций. В результате возможны ситуации, когда один зарубежный продукт эффективно заменить несколькими отечественными решениями или группу продуктов заменить одним комбайном от вендора из РФ. С этой точки зрения такие центры смогут подготовить "типовые сценарии" перехода, а в совокупности с отраслевыми центрами компетенций разработать полноценный пакет рекомендаций для предприятий. Это позитивная новость. Тестирование на соответствие заявленной функциональности - более спорная вещь. Потенциальный пользователь системы сам является заинтересованным в работоспособности приобретаемого продукта, а значит, решения должны быть конкурентоспособны. Возможна ситуация, что некоторые решения, которые не смогут пройти проверку в центре тестирования по каким-либо формальным причинам, но при этом теоретически способные давать реальный ощутимый эффект для бизнеса, могут потерять возможность масштабирования на рынке. Это выглядит как дополнительный рычаг регулирования рынка со стороны государства, что может в конечном итоге оказаться неполезным для развития действительно высокоинтеллектуальных, сложных и продвинутых продуктов и привести к новому витку "бумажной безопасности", если говорить о продуктах в сфере ИБ, например. Оценка же интеграционных возможностей продуктов разных классов - напротив, очень полезное движение. Так что инициатива принесет скорее позитивный, нежели негативный эффект", - резюмировал он.

Новости из связанных рубрик