У россиян наиболее популярны отечественные браузеры и антивирусы
В опросе Rambler&Co приняли участие 7286 пользователей. Две трети его участников составили мужчины в возрасте от 31 до 45 лет. Исследование "ЮKassa" касалось анализа платежей между компаниями с 1 января по 31 мая 2022 г. и 2021 г., а также покупок пользователей в интернет-магазинах, продающих различное ПО.
Как показали результаты исследования, бо́льшая часть респондентов (29%) используют на рабочем месте отечественные браузеры и антивирусы. Российские офисные пакеты и почту выбирают 18%, а бухгалтерию - 16%. Также среди работников популярны операционные системы отечественной разработки (9%), облачные сервисы и CRM-системы (4%), системы видео-конференц-связи (ВКС, 4%).
На домашних компьютерах пользователи тоже склонны применять российские браузеры и антивирусы (24%). Среди 12% респондентов востребованы офисные пакеты и почта, операционные системы выбирает каждый десятый. На фото- и видеоредакторы, программы для работы с PDF-файлами и облачные сервисы приходится 3%, 3% и 2% соответственно.
Директор по продуктовому маркетингу "МойОфис" Петр Щеглов обращает внимание на тот факт, что в мире не так много стран, в которых сектор разработки ПО обеспечивает и разработку операционных систем, и разработку системных компонентов, и тем более прикладного офисного ПО для мобильных и настольных систем.
По мнению директора по стратегическому маркетингу "ДоксВижн" Сергея Курьянова, странности в оценках объясняются тем, что приводятся проценты из всей выборки. "Браузером пользуются практически все, а системами ВКС в основном руководители, составляющие меньшинство. При этом среди пользующихся ВКС большинство пробовало исключительно западные открытые системы вроде Zoom, тогда как отечественные ВКС-системы - это тяжелые корпоративные продукты, которые реально пробовали единицы. Так что 4% можно считать хорошей оценкой и, скорее всего, реальной. Доля браузеров не так и велика. Надо понимать, что подавляющее большинство людей применяют браузер с мобильного устройства, а "Яндекс" умеет ненавязчиво предложить тому, кто пользуется "Яндекс.Картами" или такси, установить свой браузер. Немногие знают, что он на самом деле не вполне отечественный, а сделан на движке Chrome. Вот оценки 16% для бухгалтерии кажутся завышенными. Доля бухгалтеров, кладовщиков и продавцов не настолько велика", - отмечает Сергей Курьянов.
В течение нескольких лет российский софт используют 60% опрошенных пользователей, больше года - 17%, а меньше года - 10%. Еще 13% перешли на отечественные программы совсем недавно.
С 1 января по 31 мая 2022 г. российские работодатели в 39 раз чаще покупали разное программное обеспечение для своих сотрудников в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Обороты B2B-платежей интернет-магазинов, продающих ПО через "ЮKassa", увеличились в 8,7 раза.
Остальные участники опроса применяют ПО зарубежного происхождения. Однако две трети респондентов готовы перейти на российские программы при условии роста их количества и качества. По мнению директора по информационным технологиям ПАО "ТМК" Дмитрия Якоба, которое он высказал на выездном заседании Комитета РСПП по цифровой экономике, российские производители ПО, столкнувшись с ослаблением конкуренции со стороны ушедших с российского рынка зарубежных вендоров, часто устанавливают высокие цены на свои продукты, даже если они серьезно уступают аналогам по зрелости и функциональности.
Однако Петр Щеглов уверен, что отечественные программные продукты не только отвечают требованиям рынка, но и предлагают инновационные решения: "Еще в 2019 г. "МойОфис" первым в мире офисного ПО внедрил функцию аудиокомментариев - возможность создавать и работать с голосовыми заметками из мобильного приложения "МойОфис Документы". Наши продукты работают на всех современных программных и аппаратных платформах, включая российские сертифицированные операционные системы".
Качеством российского ПО довольны 49% участников опроса, 41% полагает, что оно может быть лучше, 10% не смогли дать определенного ответа. По мнению Сергея Курьянова, данный уровень можно считать неплохим, с учетом того, что обычно пользователи склонны преувеличивать свое недовольство и не признавать за собой простую лень и нежелание разобраться, а также предубеждение против именно российского софта.
Председатель правления АРПП "Отечественный софт" Наталья Касперская неоднократно обращала внимание также и на то обстоятельство, что отечественные разработчики, в отличие от зарубежных, часто подходят к маркетингу продуктов по остаточному принципу, и это в лучшем случае. Часто им просто вообще не занимаются. В итоге об отечественных продуктах их потенциальный потребитель зачастую просто не знает.
"Процесс импортозамещения в ИТ-сфере идет не первый год. Создан реестр отечественного программного обеспечения, который сегодня насчитывает более 13 тыс. позиций. Есть государственная поддержка, в рамках которой предприниматели могут приобрести российское ПО со скидкой 50%. Интерес к отечественным разработкам будет только расти", - говорит коммерческий директор финтех-компании "ЮMoney" Дмитрий Кармишин.