Управлять автобусными маршрутами будут пассажиры
В пресс-службе компании "Датапакс" сообщили, что на первом этапе сервис будет запущен в районе станции МЦД "Опалиха", что позволит повысить качество транспортного обслуживания жителей ЖК "Изумрудные холмы" и ЖК "Земледелец". "В пилотном проекте задействуют автобусы малого класса, которые в час пик становятся более маневренными, чем транспорт большой вместимости. Сервис "НамПоПути" будет доступен пользователям мобильного приложения "Транспорт Подмосковья", которое запущено в Московской области 12 апреля. В дальнейшем "Мострансавто" рассмотрит возможность тиражирования проекта в регионе", - сказали в компании.
Заместитель генерального директора "Датапакс" Максим Исаев отметил, что новый сервис поможет улучшить транспортную доступность в районах с нерегулярным пассажиропотоком. "Жители смогут оставлять заявки на поездки, указывать ближайшую остановку и время, когда им нужно оказаться в пункте прибытия. Система обработает заявки и сформирует маршрут, подстраиваясь под запрос пассажира. При этом сервис будет учитывать вместимость автобуса и сопровождать пассажира в пути", - заключил он.
В компании "Датапакс" уточнили, что с помощью мобильного сервиса пассажиры смогут отслеживать движение транспортных средств на карте, оплачивать заказ прямо в приложении и оценивать качество поездки. "Новый вид мобильности дополнит регулярный маршрутный транспорт, повысит качество транспортного обслуживания населения и позволит снизить затраты перевозчиков за счет рационального удовлетворения спроса на поездки. Пользователи также смогут заказывать весь автобус целиком, например, для перевозки сотрудников или туристических групп", - отметили в компании. По их словам, сервис "НамПоПути" будет доступен в приложении "Транспорт Подмосковья" в App Store, Google Play или App Gallery Huawei.
Директор по продуктовой стратегии Группы Т1 Сергей Иванов отмечает, что подобные сервисы достаточно давно и успешно функционируют не только в мире, но и в России. Например, отечественная платформа inDriver представлена на рынке с 2012 г. и до сих пор остается бесплатной, что привлекло свыше 27 млн водителей не только из России, но и из США, Бразилии, стран СНГ и Африки. "Сейчас подобных коммерческих решений достаточно много - blablacar, boombilla, dovezu и прочие. Вполне ожидаемо, что успешную коммерческую модель используют и развивают компании с участием "Мострансавто". При помощи постоянного мониторинга спроса и маршрутов можно построить высокоэффективные и коммерчески успешные направления в перевозках. Чем большим объемом накопленных данных оперирует перевозчик, тем более востребованной становится его работа", - сказал эксперт.
По словам директора Центра стратегического развития компании "Ланит-Интеграция" (входит в группу "Ланит") Павла Сварника, системное развитие общественного транспорта в Москве и Московской области - ключевой элемент борьбы с повышенной загруженностью дорог, пробками. "В этом деле хороши все средства: от развития маршрутной сети, создания выделенных полос и настройки светофоров до применения инновационных подходов. Однако факт тестирования подобного сервиса еще не говорит об однозначном решении его использовать и масштабировать, но свидетельствует о заинтересованности правительства в снижении уровня использования личного транспорта и повышении транспортной доступности. Насколько данный сервис будет эффективным, покажет время", - уверен он.
Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов считает, что перспективы данного проекта зависят от очень многих факторов. По его словам, теоретически не исключено, что части пассажиров такая услуга может быть интересна, но при условии приемлемой стоимости, скорости подачи автобуса и самой поездки, качества обслуживания и т.д. "Но нужно не забывать, что остается регулярное транспортное сообщение, и как оно отреагирует на появление возможного конкурента - пока неизвестно. Возможно, что перевозчики могут предпринять некоторые шаги, чтобы укрепить свои позиции, это может сказаться на судьбе данного проекта - в частности, увеличить сроки его окупаемости", - отмечает эксперт.
По его словам, для перевозчиков также важны все детали проекта, его условия и их обязанности по нему. "Например, количество перевозимых пассажиров: вряд ли транспортники станут отправлять машину за одним заказавшим ее пассажиром, для них это невыгодно, им нужно как минимум несколько человек, лучше всего, чтобы была полная загрузка. А если такого количества заказов не будет, что им делать в этом случае? Отказывать человеку в заказе или отправлять за ним автобус, пусть и малый? Или другой вариант: человек заказал автобус, тот забрал его с назначенного места и отъехал, и вдруг приходит новый заказ на это же самое место, как быть в этом случае? Отправлять новый автобус за новым пассажиром? Или еще вопрос: должен ли такой заказной автобус брать по пути следования других пассажиров, которые не делали заказ, а просто стоят на остановках и ждут общественного транспорта? Или он должен проезжать мимо них, какая бы погода на улице ни была, или потому, что заказавший пассажир хочет ехать один, в тишине и покое? Это лишь малая часть вопросов, которые могут быть заданы по данному проекту, от ответов на них зависит и отношение перевозчиков к нему, и финансовые результаты", - сказал Дмитрий Баранов.
Аналитики "Фридом Финанса" считают, что для перевозчиков эта схема обеспечит очень высокую рентабельность бизнеса, так как автобусы будут ездить со 100%-ной загрузкой (или близкой к тому). Таким образом они получат высокий процент экономии энергоресурсов, снижение амортизационных затрат на обслуживание транспорта и увеличение КПД трудовых ресурсов. "На наш взгляд, для перевозчиков - это очень выгодная схема работы. В данном приложении пока нет возможности оплатить проезд или просто узнать его стоимость, поэтому финансовые результаты прогнозировать сложно. Однако при всех вышеперечисленных выгодах финансовые перспективы данного проекта мы оцениваем высоко", - отметили аналитики.