Россияне перешли на бюджетные смартфоны
ПАО "МТС" проанализировало продажи гаджетов в России. По данным компании, российский рынок смартфонов в январе-марте 2022 г. вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года на 15% в денежном выражении и на 1,5% в натуральном. Всего в I квартале этого года продано 6,5 млн смартфонов на сумму 177 млрд руб. Главный тренд I квартала 2022 г. - переключение спроса россиян с премиальных смартфонов на модели среднего ценового сегмента.
По данным аналитиков МТС, в январе-марте наибольшую динамику показывал ценовой сегмент 20-40 тыс. руб. - продажи таких гаджетов выросли на 90% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Спрос на устройства дороже 50 тыс. руб., который увеличивался на протяжении всего 2021 г., замедлился: за первые два месяца текущего года продажи девайсов дороже 50 тыс. руб. остались на уровне прошлого года, а в марте они упали на 30%.
"Снижение продаж премиальных смартфонов связано с подорожанием гаджетов из-за волатильности обменного курса и ростом потребительского спроса на другие товары. Вместо дорогих моделей покупатели выбирали более сбалансированные решения с необходимым набором характеристик, вроде крупного дисплея, мощного аккумулятора и большого размера памяти. Кроме того, по данным аналитических исследований, в конце февраля и начале марта 2022 г. увеличился спрос на продовольственные товары, строительные материалы, мебель, зоотовары и многие другие категории", - отметили в МТС.
По оценке аналитиков МТС, первое место российского рынка по количеству проданных гаджетов за три месяца 2022 г. заняли смартфоны Samsung - их доля составила 33%. На втором месте Xiaomi с суббрендом Poco - 25,8%. На третьем - Apple с долей 15,5%. Также в пятерку самых популярных брендов вошли Realme - 8,3% и Honor - 3,5%. В денежном выражении в I квартале лидирует Apple с долей 42% российского рынка, Samsung с 28,2% и Xiaomi -15,8%, за ними следуют Realme - 4,5% и Honor с 3,4%. В МТС ожидают продолжения тенденций, наметившихся в I квартале.
Пресс-служба ПАО "МегаФон" рассказала ComNews, что в январе и феврале спрос на смартфоны демонстрировал рост. "Однако с марта мы продолжаем наблюдать снижение спроса. Самыми популярными смартфонами стали устройства в ценовом сегменте от 15 тыс. до 25 тыс. руб.", - добавила пресс-служба оператора.
Независимый эксперт на рынке ИТ и телеком Вадим Плесский считает, что спрос на смартфоны во II квартале 2022 г. будет определяться в первую очередь доступностью конкретных брендов (моделей) в рознице (офлайн и онлайн). "В марте этого года реализовался отложенный спрос - в связи с высокой волатильностью курса рубля те люди, кто давно хотел приобрести новый смартфон, но откладывал покупку, это сделали. Складские запасы смартфонов, включая "товар на полках", существенно сократились. Компания Apple объявила, что в Россию не будут поставляться недавно представленные новые модели телефонов. Компания Samsung заняла выжидательную позицию. Во II и III кварталах спрос сместится на модели китайских производителей. Это Xiaomi, включая суббренды Redmi и Poco, Realme, Oppo, Vivo, также возможно более активное продвижение брендов "второго эшелона", которые пока недостаточно хорошо известны российским покупателям. Основной спрос придется на ценовой диапазон от 10 тыс. до 20 тыс. руб., при условии, что смарфтоны в этом диапазоне будут физически доступны для продажи", - прогнозирует эксперт.
Коммерческий директор официальной фирменной розницы Xiaomi компании "Смарт Оранж" (mi-shop.com) Алексей Мигунов рассказал, что компания оценивает прирост продаж аналогично тренду рынка. "Сегмент 20-40 тыс. для нас является средним, так как мы монобрендовая сеть, - отметил он. - Данный сегмент для нас являлся и является драйвером роста продаж смартфонов. Во II квартале 2022 г. мы ожидаем падение рынка в штуках, поскольку часть спроса закрыта в конце февраля. Мы не ожидаем снижение средней стоимости покупаемого смартфона, и сегмент 20-40 тыс. будет иметь лидирующие позиции в нашей сети. На рынок смартфонов в России будет оказывать влияние курс валют, дефицит комплектующих, санкционные ожидания, неопределенность на рынке труда, уменьшение ассортимента предлагаемых SKU 6, перестроение цепочек поставок товара из-за рубежа. В 2021 г. мы наблюдали падение продаж в сегменте смартфонов до 10 тыс. руб., постепенное увеличение средней стоимости покупаемого смартфона, увеличение количества продаваемых смартфонов с 5G, а также интерес клиентов к смартфонам с большей встроенной памятью".