Платными подписками пользуется половина москвичей
К таким выводам пришли в Департаменте информационных технологий города Москвы (ДИТ) по результатам исследования цифровых сервисов по подписке по итогам 2021 г.
В исследовании приняли участие более 1000 жителей в возрасте от 18 до 65 лет, которые пользуются интернетом. Платные сервисы рассмотрены по восьми основным направлениям: пакеты услуг, фильмы и сериалы, музыка, игры, облачные хранилища, программное обеспечение, книги, новости.
"Увеличение проникновения мобильной связи, скорости интернета, а также возросшее потребление мобильного трафика способствуют тому, что москвичи становятся требовательнее к разнообразию и качеству цифровых услуг, что в свою очередь подталкивает город и бизнес к изменениям. Наибольшее количество платных цифровых сервисов появилось за последние пять лет, однако пик их развития пришелся на 2020-2021 гг., в том числе из-за пандемии и ускорения цифровизации. Кроме привычных приложений для чтения, просмотра видео и прослушивания музыки, появились телемедицинские услуги, подписки на онлайн-магазины, доставку продуктов. Последний год москвичи активнее всего подписывались на пакеты услуг - экосистемы сервисов от операторов связи, банков или интернет-платформ. По данным нашего исследования, 46% всех москвичей пользуются хотя бы одной платной подпиской, чаще всего жители платят за просмотр фильмов и сериалов, а также за музыкальные сервисы. На сервисы в рамках экосистемы подписаны 16% москвичей", - сказал руководитель направления "Аналитика" ДИТ Москвы Иван Бутурлин.
Он добавил, что рынок платных подписок на фильмы и сериалы в Москве и в целом в России находится в стадии роста. Согласно публичным данным, в США уже 45,7% жителей имеют подписку на видеосервисы, в Канаде - 37,4%, Норвегии - 35,8%, Великобритании - 35,5%.
Исследователи в ДИТ выявили, что самыми активными пользователями платных сервисов являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, именно они чаще готовы платить за подписку на музыкальные сервисы и игры, а не старшее поколение. Москвичи требовательны к качеству работы цифровых сервисов. Жители мегаполиса предпочитают получать услуги и необходимую информацию в одном месте, быстро, с возможностью обратиться к живому человеку при возникновении вопросов, а также быть уверенными в безопасности использования своих данных.
Наибольшее значение при оформлении платной подписки имеет отсутствие рекламы (36%), бесплатный пробный период (34%) и удобство получения услуг (32%). Качество, эксклюзивность контента и отсутствие бесплатных аналогов - не всегда определяющие причины оформления платной подписки. Треть пользователей отметили, что начали пользоваться и в дальнейшем платить за тот или иной сервис благодаря бесплатному пробному периоду или акции.
На сегодняшний день на одного человека в Москве приходится в среднем 1,3 подписки. При этом, если пользователь подписывается на экосистему услуг, с большой долей вероятности подписка будет только одна. В остальных случаях (например, подписки на фильмы и сериалы), при наличии уникального контента или продукта в другом схожем сервисе, более вероятно оформление еще одной подписки.
Полученные данные исследования показывают, что 45% жителей хотя бы раз отменяли подписку. "Для удержания пользователя уже недостаточно иметь качественный продукт - необходим постоянно обновляющийся ассортимент услуг и хорошо работающий сервис, позволяющий мгновенно получать услуги и решать все возникающие вопросы", - подчеркнул Иван Бутурлин.
Частая причина отмены подписки - потеря потребности в сервисе (40%). Жители успевали воспользоваться нужным сервисом за определенный срок и далее не продлевали подписку. Еще одним интересным трендом в развитии сервисов являются нишевые виды подписок на товары и услуги. В ходе исследования 14% респондентов отметили, что имеют подписку на банковские переводы без комиссии, 9% ежемесячно платят за скидки в магазинах, а на регулярную доставку товаров подписано 7%. Среди менее популярных москвичи также назвали подписки на одежду, кофе и чай, автомобиль, самокат, гаджеты, подарки и тренажеры.
В "Акадо Телеком" согласны с выводами ДИТ. "Мы наблюдаем аналогичную ситуацию на наших площадках. Добавим, что качество контента напрямую влияет на рост клиентских баз различных онлайн-сервисов", - рассказал представитель "Акадо".
Директор по развитию видеосервиса Wink ("Ростелеком") Антон Володькин сообщил: "Действительно, популярность подписок на онлайн-кинотеатры растет быстрыми темпами, как благодаря общему тренду на цифровизацию, так и ситуативным моментам - например, пандемии и введенным из-за нее ограничительным мерам на массовые и публичные виды досуга. Количество платных подписчиков на Wink в 2021 г. выросло более чем в два раза. Мы развиваем Wink как мультимедийную платформу, где доступны не только телеканалы и кино с сериалами. Также у нас можно заказать аудиокниги, обучающий и развивающий контент. Если говорить про особенности потребления в Москве, то в столице развито смотрение через приложения в Smart TV, а в регионах больше смотрят с ноутбуков. Также в Москве на один аккаунт в среднем приходится три устройства против 1,4 устройства в регионах. То есть здесь активнее пользуются сервисом мультискрин, благодаря которому на один аккаунт может быть активировано до пяти устройств".
В Tele2 тоже фиксируют рост подключений подписок на цифровые сервисы. "Например, пользователи киноконтента охотно переходят на новую подписку "Wink 5 в 1", куда входят Wink, START, more.tv, Amediateka и "Кинопоиск". Учитывая этот тренд, Tele2 продолжит предлагать клиентам уникальные продукты на базе их новых цифровых предпочтений", - прокомментировала пресс-служба оператора.
По данным кинотеатра ivi, информация ДИТ близка к истине. Исполнительный директор ivi Юрий Смагаринский рассказал, что в случае ivi 78% от общей выручки за 2021 г. заняла выручка платной модели. "При этом объем ежемесячной платящей аудитории вырос на 20,5% и составил 5 млн домохозяйств. Мир медиа сегодня трансформируется, и стриминговые видеосервисы составляют все более серьезную конкуренцию традиционным каналам вроде кабельного, эфирного и спутникового ТВ. Культура потребления контента стала другой, а рынок онлайн-показа еще далек от насыщения - все это позволяет быть уверенным, что тренд на переход от традиционных к новым медиа сохранится", - отметил он.
По мнению Юрия Смагаринского, еще один важный фактор - медленно, но верно уходит из жизни россиян пиратство. "Выбирая между низкокачественным пиратским контентом и высококачественным легальным контентом с парой рекламных вставок, пользователи все чаще предпочитают второе. Главная причина в том, что аудитория профессионального контента становится все более требовательной к качеству картинки и озвучки, а в легальных онлайн-кинотеатрах можно получить еще и лучшее качество самого сервиса, без рекламы казино", - прокомментировал он.