Эксперты предложили обязать роботов представляться по телефону
Ректор МИРЭА предложил обязать компании предупреждать клиентов о том, что с ними общается робот, и дать возможность сразу переключиться на живого сотрудника. Это обеспечит права граждан и сократит темпы увольнения в call-центрах
Ректор Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики (РТУ МИРЭА) предложило ввести в России меры, регулирующие использование технологий искусственного интеллекта (ИИ). Вуз направил обращение (с ним ознакомился РБК) за подписью ректора Станислава Куджа главе Минцифры Максуту Шадаеву.
В России эту сферу регулирует ограниченный пакет нормативно-правовых актов, компании не обязаны предупреждать граждан о том, что с ним общается робот, а не живой человек, пишет Кудж. По мнению ректора, отсутствие такой информации может повлиять на решение о приобретении продукта или услуги. Кроме того, говорится в письме, в большинстве случаев у людей нет возможности сразу же переключиться на сотрудника компании. В соцсетях часто появляются негативные сообщения о трудностях общения с роботами, отмечает он.
РТУ МИРЭА считает необходимым ввести регулирующие меры для сферы искусственного интеллекта как способа коммуникации между бизнесом и гражданами. В их числе Кудж предложил:
обязать компании, которые пользуются технологиями искусственного интеллекта в общении с гражданами, ввести в начале разговора маркировки о том, что диалог ведется с роботом;
обеспечить гражданам право отказаться от общения с роботом в начале диалога и получить возможность переключиться на сотрудника компании;
закрепить эти изменения в рамках федерального проекта "Искусственный интеллект" и разработать соответствующее постановление правительства.
Предлагаемые меры, уверен Кудж, не ограничат использование роботов в коммерческих целях, но обеспечат соблюдение прав россиян и сократят темпы увольнения сотрудников call-центров.
В письме ректор РТУ МИРЭА ссылается на исследования ИТ-проекта Neuro.net от июля 2020 и июля 2021 года. В первом говорится, что голосовые решения на базе искусственного интеллекта используют треть российских call-центров, еще более 50% планируют внедрить их в будущем. Согласно второму исследованию, 64,9% жителей городов-миллионников стали чаще взаимодействовать с роботами. Половина опрошенных признала, что не всегда может распознать, с кем именно разговаривает — живым человеком или роботом. Более трети заявили, что относятся к взаимодействию с голосовыми помощниками негативно.
Кудж также привел прогноз исследовательской компании Gartner, по которому в 2022 году 70% всех коммуникаций в сервисных индустриях с клиентами будут происходить при помощи ИИ.
РБК обратился за комментарием в пресс-службу РТУ МИРЭА, направил запрос в пресс-центр Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
О необходимости проработать морально-нравственные нормы и законы, которые позволят регулировать использование искусственного интеллекта, в декабре 2020 года заявил президент Владимир Путин. По словам Путина, эти технологии "пропитывают и будут пропитывать" все сферы жизни, но человека полноценно заменить не смогут.
В минувшем декабре глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов разработал законопроект о правовом регулировании отношений робота и человека. В документе он дает определение понятию "робот", предлагает разделить их на четыре степени опасности и запретить оборот роботов, которые способны самостоятельно принимать решения. Законопроект направлен для отзыва в Минэкономразвития и Минцифры.
Заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев в июне 2021-го предложил рассмотреть возможность запрета некоторых форм искусственного интеллекта из-за нерешенных этических вопросов, призвав в то же время "не перегнуть палку".
В августе 2020 года правительство утвердило концепцию регулирования технологий искусственного интеллекта и робототехники. Документ определяет условия, при которых новые технологии могут развиваться, и формирует подходы к обеспечению безопасности граждан.