Анна
Балашова
Дарья
Чебакова
31.01.2022

За последний год число операторов связи в России сократилось на 5%. Это могло повлиять на размер отчислений в фонд, из которого финансируется организация точек доступа Wi-Fi и сотовой связи в небольших населенных пунктах

Согласно оперативной статистике по федеральному бюджету, в 2021 году отчисления в резерв универсального обслуживания — специальный фонд, куда все операторы страны должны вносить по 1,2% своей выручки от оказания услуг связи, — составили 15,108 млрд руб. Это на 0,8%, или 122 млн руб., меньше, чем в 2020-м. При этом в позапрошлом году показатель вырос на 3,6% по сравнению с предыдущим годом.

По словам источника РБК, знакомого со статистикой по отчислениям в резерв универсального обслуживания, в прошлом году взносы в него перечислили 5,3 тыс. операторов, тогда как в позапрошлом — 5,6 тыс. Таким образом, общее число компаний, отчислявших 1,2% выручки, сократилось более чем на 5%.

Представитель пресс-службы Минцифры не раскрыл, сколько операторов делало отчисления в резерв универсального обслуживания, но сообщил, что всего 9,2 тыс. операторов предоставляли информацию в него в прошлом году (эти сведения могут включать "нулевой" доход). В 2020 году предоставляющих сведения было на 2% больше, 9,4 тыс. В министерстве связывают снижение "с происходящими на рынке конкурентными процессами, из-за которых с него уходят мелкие или не выдержавшие конкуренции операторы, а также операторы, у которых истек срок действия лицензии на оказание услуг".

Согласно статистике Роскомнадзора, в 2021-м число зарегистрированных лицензий на оказание услуг сотовой и фиксированной связи в России сократилось на 9,4% по сравнению с показателем предыдущего года и составило 9,5 тыс. Это количество — весь массив лицензий, оно не учитывает, что у оператора может быть несколько юрлиц, получивших лицензии, одно юрлицо может владеть несколькими лицензиями, а часть владельцев лицензий может быть "бумажными компаниями", не оказывающими услуг.

Почему сокращается число операторов

По словам гендиректора "ТМТ Консалтинга" Константина Анкилова, на телекоммуникационном рынке продолжается процесс консолидации: "Рынок переходит под контроль крупных игроков как за счет их опережающего развития, так и за счет их активности в области сделок по слияниям и поглощениям. По сути, рынок уже имеет признаки олигополии: 80% приходится на пять крупнейших игроков". Однако он не видит причин для сокращения поступлений в резерв универсального обслуживания. По оценке "ТМТ Консалтинга", общий объем телекоммуникационного рынка в прошлом году вырос на 3,2% и достиг 1,8 трлн руб. "Объем рынка вырос, поэтому должны были увеличиться и поступления в резерв универсального обслуживания", — рассуждает эксперт.

Например, у крупнейших российских операторов "Ростелекома" и МТС выручка от услуг связи за девять месяцев 2021 года (последние доступные данные) выросла соответственно на 6% (до 339,75 млрд руб.) и на 5% (до 308,11 млрд руб.).

Повлияет ли сокращение на оказание услуг

Под универсальными услугами понимают минимальный пакет услуг связи, который должен быть доступен максимально возможному числу граждан страны вне зависимости от места проживания. За годы существования резерва универсального обслуживания и список услуг, и компании, которые занимались их организацией, несколько раз менялись. С 2005 года, когда был учрежден резерв, на его средства устанавливали таксофоны, а с 2011-го еще и пункты коллективного доступа в интернет (в основном в отделениях "Почты России"), которые обслуживали разные компании. В 2014 году был выбран единственный исполнитель проекта — "Ростелеком", с ним заключили договор на десять лет на оказание универсальных услуг связи с общей суммой финансирования 163 млрд руб., в рамках которого оператор реализует проект по устранению "цифрового неравенства". Компания обслуживает таксофоны, но от пунктов коллективного доступа в интернет несколько лет назад решили отказаться. Вместо них к концу прошлого года во всех населенных пунктах с численностью жителей от 250 до 500 организовали Wi-Fi-точки для доступа в интернет на скорости на менее 10 Мбит/с. При этом в прошлом году были демонтированы таксофоны в населенных пунктах с численностью жителей более 1 тыс. человек и тех, где трафик составлял менее одной минуты в месяц. Сейчас в рамках программы идет подключение к сотовой связи населенных пунктов со 100–500 жителями.

Представитель "Ростелекома" сообщил, что в рамках программы устранения цифрового неравенства компания продолжает обслуживать таксофоны в населенных пунктах с менее чем 1 тыс. жителей. Высвобожденные за счет сокращения числа таксофонов деньги, по его словам, пошли в том числе на строительство базовых станций сотовой связи. До 2030 года планируется установить 24 тыс. станций в населенных пунктах со 100–500 жителями. В "Ростелекоме" не раскрывают, во сколько обходится эксплуатация таксофонов и точек доступа Wi-Fi в рамках программы устранения цифрового неравенства и сколько идет на установку базовых станций.

Согласно отчету "Ростелекома", в 2020 году компания получила на оказание универсальных услуг связи 12,97 млрд руб., в 2019-м — 13,04 млрд руб. Данные за весь прошлый год пока не опубликованы, но за девять месяцев эта сумма составила 9,25 млрд руб.

Анкилов напомнил, что отчисления операторов в резерв попадают в "общий бюджетный котел", а не направляются только на оказание универсальных услуг связи. При этом периодически звучат предложения увеличить размер отчислений в резерв универсального обслуживания или обязать делать такие отчисления не только операторов связи. Например, летом прошлого года президент "Ростелекома" Михаил Осеевский предлагал обязать ИТ-компании отдавать 1,2% от годового оборота в резерв универсального обслуживания.

Представитель Минцифры считает, что "в целом по рынку показатель, на который снизились отчисления, незначителен". "На оказание универсальных услуг связи он не повлияет. Вопросы, связанные с увеличением размера отчислений операторов в резерв универсального обслуживания, в настоящее время не обсуждаются", — заверил он.

Новости из связанных рубрик