Анна
Балашова
23.12.2021

Власти проработают изменения в законодательство, чтобы российские ИТ-компании могли привлекать специалистов из других стран. Игроки рынка считают меры необходимыми, но говорят, что только с их помощью проблему с кадрами не решить

Минцифры предложило предоставить налоговые льготы для ИТ-компаний, созданных "цифровыми резидентами", аналогичные мерам поддержки российских ИТ-игроков, рассказал РБК один из участников рынка, знакомый с сутью предложений.

Механизм "цифрового резидентства" ранее внедрили в ряде стран, например в Эстонии. Он предусматривает, что совершеннолетние физлица, не являющиеся гражданами и не проживающие на территории государства, предоставляющего "цифровое резидентство", имеют возможность получить его цифровое удостоверение личности и использовать этот документ для регистрации компании, при работе с банками, оплате налогов, обмене юридически значимыми сообщениями и другого дистанционного взаимодействия с государством.

"Цифровое резидентство" не предоставляет таким лицам вид на жительство, гражданство и налоговое резидентство. В России необходимость создания системы "цифрового резидентства" для иностранных компаний и физлиц, работающих в сфере ИТ, без необходимости физического присутствия в России упоминалась в так называемом втором пакете мер поддержки ИТ-отрасли, который был утвержден 9 сентября: правительство поручило Минцифры подготовить предложения по внедрению этого механизма.

В 2021 году в России вступили в силу поправки в Налоговой кодекс, получившие неофициальное название "налоговый маневр в ИТ", согласно которым для ИТ-компаний тариф страховых взносов снизился с 14 до 7,6%, ставки налога на прибыль — с 20 до 3%. Чтобы получить льготы, ИТ-компания должна получать не менее 90% доходов от разработки ПО и баз данных; иметь госаккредитацию как организация, осуществляющая деятельность в области ИТ; ее штат должен быть не менее семи сотрудников.

По словам собеседника РБК, среди других разрабатываемых мер для внедрения "цифрового резидентства":

расширить льготы при налогообложении интеллектуальной собственности — так называемый режим IP Box, который сейчас действует в ряде европейских стран. В отличие от них в России, например, такие льготы не распространяются на определенные категории продуктов (доменные имена, товарные знаки, дизайн, ноу-хау и др.), а также способы их коммерциализации (нельзя применить налоговые льготы в отношении лицензионных платежей от программного обеспечения не собственной разработки и др.);

внести изменения в законодательство, регламентирующие процесс оформления дистанционной работы по трудовому соглашению из-за границы. Присоединиться к международным конвенциям, касающимся закрепления правил определения подсудности трудовых споров, а также уплаты различных взносов и платежей;

разработать и внести изменения в законодательство о валютном контроле, уголовное и административное законодательство, устанавливающие гибкие правила при работе ИТ-компаний с иностранными контрагентами, а также минимизирующие риски привлечения физических и юридических лиц к уголовной ответственности за нарушение валютного законодательства и ряд других.

В частности, на межведомственных совещаниях обсуждалась возможность проработать дистанционную идентификацию работника при наличии биометрических данных в иностранном паспорте либо через платежные системы, а также организации электронного документооборота между российскими и зарубежными компаниями с возможностью признания в России документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, выданной зарубежными сертифицированными центрами, отметил собеседник РБК. Он также сообщил, что Минцифры планирует разработать модель "цифрового резидентства" для ИТ-специалистов в феврале 2022 года.

Зачем нужно "цифровое резидентство"

Замглавы Минцифры Максим Паршин подтвердил, что ведомство прорабатывает комплекс мер для создания дополнительных условий для релокации иностранных ИТ-компаний, в том числе имеющих российские корни, в российскую юрисдикцию, а также упрощения порядка привлечения квалифицированных айтишников для работы в России. "Цифровое резидентство" — важный элемент этих мер. С одной стороны, он позволит дистанционно, без необходимости физического присутствия в России, зарегистрировать юрлицо, получить возможность использования льгот "налогового маневра" и дополнительных преференций, например снятия избыточных ограничений по валютному и экспортному контролю. С другой — для российских ИТ-компаний будет создан механизм упрощенного найма зарубежных специалистов в условиях острого кадрового голода на рынке", — отметил замминистра.

Согласно действующим требованиям Трудового кодекса, невозможно оформить трудовой договор с иностранным ИТ-специалистом без его физического присутствия в стране: работнику необходимо получить временную регистрацию и оформить ряд документов, которые требуют подписания собственноручной подписью, например СНИЛС. Кроме того, работодатель обязан обеспечить выполнение требований по охране труда сотрудника, что в случае работы из другой страны может быть проблематично. Также есть вопросы о том, как будут решать споры между российской компанией и работником, проживающим за рубежом.

Однако Минтруд выступил против внесения изменений в Трудовой кодекс, сообщил один из собеседников РБК и подтвердил представитель министерства. В ведомстве в целом поддерживают идею "цифрового резидентства", но считают, что иностранных специалистов стоит привлекать в рамках гражданско-правовых, а не трудовых отношений, например на договор подряда. "Трудовые отношения по своей природе подразумевают большую ответственность работодателя перед своим сотрудником, включая обеспечение сотрудника средствами производства, выполнение обязательств по пенсионному и социальному страхованию. Такие обязательства не могут быть выполнены в полном объеме в том случае, если работник находится за рубежом", — указал представитель Минтруда. Кроме того, трудовое законодательство носит страновой, а не экстерриториальный характер, то есть в случае возникновения трудовых споров работодатель и работник не смогут урегулировать противоречия в рамках трудовых отношений.

РБК направил запросы в ФНС и Минэкономразвития.

Сколько специалистов не хватает в ИТ

В начале этого года представители Минцифры заявляли, что дефицит квалифицированных ИТ-кадров в России составляет от 500 тыс. до 1 млн человек в год. При этом, согласно недавнему опросу, проведенному образовательной платформой GeekBrains, несмотря на рост зарплат в сфере ИТ и усилия российских компаний по удержанию персонала, большинство изучающих соответствующие дисциплины студентов хотят работать в других странах. Участники рынка, в свою очередь, жалуются, что с переходом мира на удаленку многие ИТ-специалисты начали работать на иностранные компании, физически оставаясь в России. Дефицит кадров в области ИТ настолько сильный, что многие работодатели начали предлагать плату хорошим ИТ-специалистам только за то, чтобы те пришли на собеседование в компанию, рассказывал РБК один из игроков рынка.

По словам Сергея Шилова, президента Лиги цифровой экономики и основателя AT Consulting, сейчас по правилам валютного контроля нельзя платить большие суммы в валюте за рубеж, это может вызвать подозрения в выводе средств и спровоцировать уголовное преследование. "Описанные меры нужны, но сами по себе они вряд ли решат проблему дефицита кадров — нехватка хороших ИТ-специалистов существует по всему миру, везде идет борьба за таланты", — указал Шилов.

По оценке исполнительного директора Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) "Отечественный софт" Рената Лашина, дефицит кадров в ИТ составляет до 2 млн специалистов в год. "Введение в России механизма "цифрового резидентства" должно упростить привлечение зарубежных специалистов для создания российских ИТ-продуктов. Что, безусловно, будет способствовать снижению дефицита ИТ-специалистов в России, а также упрощению реализации международных проектов. Во всем мире имеются аналогичные проблемы, но эта мера способна упростить как работодателям, так и компаниям процедуру их сотрудничества", — считает он.

Новости из связанных рубрик