"Лента" приобретет "Утконос" за 20 млрд руб., чтобы создать одну из лидирующих платформ в сегменте e-grocery в России. Объединенное онлайн-подразделение получит название Lenta-U.
© ComNews
17.12.2021

Сделка предполагает приобретение 100%-ной доли в ООО "Новый Импульс-50" у ООО "Севергрупп" (продавец). Базовая цена сделки составляет 20 млрд руб. Сделка будет профинансирована за счет дополнительного выпуска акций МКПАО "Лента" и их размещения путем закрытой подписки в пользу "Севергрупп", в рамках которой "Севергрупп" приняла на себя обязательство по оплате уставного капитала МКПАО "Лента" в размере 20 млрд руб., а другие акционеры имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций. Цена подписки составит 1087 руб. за одну акцию. Сделка одобрена специальным комитетом совета директоров "Ленты", дополнительный выпуск акций подлежит одобрению на внеочередном общем собрании акционеров, которое состоится 11 февраля 2022 г. Дата, когда определяются лица, имеющие право на участие в собрании, - 19 января 2022 г.

Согласно данным Kartoteka.ru, продавцу принадлежит 100% уставного капитала компании "Новый Импульс-50", управляющей бизнесом "Утконоса". Продавец также является мажоритарным акционером "Ленты", владеющим 77,99% акций компании, что составляет 78,73% прав голоса.

Объединенное онлайн-подразделение получит название Lenta-U. После завершения сделки Дэнни Перекальски, генеральный директор "Утконоса", займет должность генерального директора онлайн-подразделения Lenta-U. Перекальски будет отвечать за формирование стратегии, расширение онлайн-бизнеса "Ленты" и достижение ключевых операционных и финансовых показателей. Он будет подчиняться генеральному директору Владимиру Сорокину. Дмитрий Скиба займет должность заместителя генерального директора онлайн-подразделения Lenta-U.

По условиям соглашения о приобретении вся доля участия в капитале ООО "Новый Импульс-50" будет передана "Ленте" до конца первой недели февраля 2022 г., при этом ожидается, что "Лента" заплатит продавцу после получения средств от размещения акций. Базовая цена сделки (20 млрд руб.) может быть скорректирована с учетом остатков денежных средств, имеющихся у "Утконоса" на дату передачи доли.

Поскольку закрытие сделки запланировано на следующий год, прогноз "Ленты" на 2021 г. остается неизменным. Компания представит прогноз на 2022 г. вместе с объявлением результатов IV квартала и 2021 финансового года в феврале 2022 г.

Генеральный директор "Ленты" Владимир Сорокин заявил: "Приобретение "Утконоса" позволит "Ленте" значительно усилить конкурентные позиции в онлайн-сегменте в Москве за счет интеграции платформы доставки с лояльной клиентской базой, сильными компетенциями, такими как сверхширокий уникальный ассортимент, высокий уровень доступности товаров и удовлетворенности клиентов. Совместно "Лента Онлайн" и "Утконос" обеспечат полный охват ключевых потребностей покупателей и рыночных сегментов в онлайне. Сделка в полной мере соответствует стратегическим приоритетам "Ленты", которые мы определили и объявили ранее в этом году. Приобретение "Утконоса" позволит существенно нарастить онлайн-бизнес компании и общий бизнес по розничной торговле продуктами питания в Москве, одном из стратегически важных для нас регионов. "Утконос" станет частью онлайн-бизнеса "Ленты". В объединенном онлайн-подразделении сохранятся уникальные компетенции и команды "Ленты Онлайн" и "Утконоса".

Старший независимый директор "Ленты" Стив Джонсон добавил: "Онлайн-бизнес - важный элемент стратегии "Ленты", и приобретение "Утконоса" соответствует стратегической цели компании по достижению 10%-ной доли рынка e-grocery (продажа товаров повседневного спроса - продуктов питания, напитков, детского питания, бытовой химии, сопутствующих товаров и т.д.) в России к 2025 г.".

"Утконос" - онлайн-ретейлер, базирующийся в Москве и являющийся первопроходцем сегмента e-grocery в России. В 2020 г. доля "Утконоса" на московском рынке e-grocery составляла около 10%. В 2018 г., 2019 г. и 2020 г. выручка "Утконоса" составила 8,5 млрд руб., 8,6 млрд руб. и 14,3 млрд руб. соответственно. В 2020 г. количество заказов "Утконоса" достигло 2,7 млн со средним чеком 5359 руб. В первом полугодии 2021 г. общие продажи "Утконоса" выросли на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 7,8 млрд руб. "Утконос" управляет двумя собственными дарксторами общей площадью 80 тыс. кв.м и двумя арендованными дарксторами общей площадью 21 тыс. кв.м, расположенными в Москве и Московской области.

Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанса" Александр Осин напомнил, что "Утконос" и "Лента" принадлежали и принадлежат структурам Алексея Мордашова. "Их суммарные оценочные онлайн-продажи, исходя из статистики текущего тренда и сезонности, по итогам 2021 г. составят приблизительно 16 млрд и 6 млрд руб. соответственно. Но по итогам девяти месяцев 2021 г. другие игроки рынка продемонстрировали заметно более активный рост. По данным Infoline, c января по сентябрь оборот Сбермаркета вырос по сравнению с тем же периодом 2020 г. на 219%, до 36,2 млрд руб. Оборот онлайн-сервисов X5 за этот же период составил 35,2 млрд руб. (плюс 53%). Онлайн-продажи "ВкусВилла" выросли по итогам девяти месяцев до 32,4 млрд руб. (на 342%), это позволило ретейлеру потеснить "Утконос" и подняться с четвертой строчки на третью. В итоге оценочный размер рынка онлайн-продаж FMCG и сопутствующих товаров повседневного спроса составил около 580 млрд руб. против 250 млрд руб. в 2019 г. Доля "Утконоса" и "Ленты-онлайн" на нем на текущий момент лишь около 4%. Впрочем, если принять в расчет значительно более консервативные июльские оценки Data Inside, согласно которым размер рынка e-grocery в 2021 г. должен составить 337 млрд руб., доля Утконоса" и "Ленты-онлайн" на нем составит 7%", - прокомментировал Александр Осин.

Он отметил, что рост рынка e-grocery активный. "По оценкам Infoline и нашим расчетам он составил от 33% до 56% ежегодно в 2019-2021 гг. И конкуренция очень усилилась в 2021 г., вероятно, под влиянием спада возможностей для органического роста продуктового онлайн-ретейла после отмены карантина и ослабления социально-экономических ограничений. В лидеры вышли игроки, обладающие сильными финансовыми возможностями, а также "ВкусВилл" - направленно, стратегически инвестирующий в онлайн-сегмент", - рассказал аналитик.

Новости из связанных рубрик