Дистанционное обучение стало драйвером для сервисов ВКС
![](https://www.comnews.ru/sites/default/files2019/styles/large/public/articles/2021-12/%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.jpg?itok=oALGm7XC)
Как отмечают в "Сател", в 2020 г. российский рынок обучения с помощью цифровых технологий (EdTech) увеличился на 30-35% по сравнению с прошлым годом. Положительная динамика связана с переходом школьников, студентов средних и высших учебных заведений на дистанционный формат обучения, а также с ростом интереса россиян к дополнительному образованию.
В 2021 г. необходимость в дистанционном обучении сохраняется из-за нестабильной эпидемиологической ситуации в России и мире, соответственно растет и спрос на системы видео-конференц-связи. При этом многие пользователи сервисов недовольны техническими сбоями в процессе онлайн-обучения, а также неготовностью интернет-платформ к дистанционному формату работы с большим трафиком и количеством пользователей.
"ИТ-трендом 2021 г. станет рост сегмента мобильного обучения, более глубокое внедрение технологий искусственного интеллекта для индивидуального обучения и формата blended learning, когда часть программы изучается в режиме онлайн, а часть - офлайн. Кроме того, можно рассчитывать, что в России сегмент видео-конференц-связи вырастет не меньше чем на 50% в 2022 г.", - говорит руководитель центра программных разработок компании "Сател" Роман Романов.
Директор по продуктовой стратегии группы Т1 Сергей Иванов отмечает, что сегмент EdTech-решений действительно является крайне востребованным, а с учетом ковидных ограничений он растет опережающими темпами.
"Однако стоит учитывать, что процесс школьного обучения несколько сложнее, чем просто интерактивные лекции, и предполагает определенную степень персонализированного общения учителя и школьника. В связи с этим востребованность дистанционного обучения в этой нише будет корректироваться и использоваться как дополнительное средство обучения, как еще один дополнительный канал, уступающий по востребованности профессиональному и высшему образованию, где подобный формат уже является нормой. Кроме того, в дистанционном формате нуждается сегмент корпоративного обучения, который возместит недостаточный спрос на школьное онлайн-образование. Стоит также учесть тренд на территориально распределенные команды корпоративной разработки, где без подобных решений дистанционной связи взаимодействие невозможно", - подчеркивает Сергей Иванов.
Эксперт по решениям видео-конференц-связи ИТ-компании "Крок" Михаил Никифоров отмечает, что исторически дистанционное обучение занимало небольшую долю на рынке потребителей видео-конференц-связи.
"Однако с началом пандемии в EdTech-индустрии произошел взрывной рост, связанный с переходом на удаленное обучение, который продолжился и в этом году. Как и в других областях, такая динамика связана с необходимостью быстро организовать рабочий процесс вне офиса или учебного заведения. Но сейчас уже можно говорить, что спрос на ВКС-сервисы стабилизировался и дальше мы будем наблюдать более плавную динамику роста этого рынка, которая вряд ли приблизится к 50%, в том числе в области дистанционного обучения", - считает Михаил Никифоров.
"Среди основных драйверов дальнейшего развития сервисов видео-конференц-связи можно выделить сохранение дистанционного формата работы, рост требований пользователей к качеству ВКС-решений, импортозамещение и рост качества продуктов российских вендоров. В том числе рынок будет расти за счет увеличения спроса на дистанционное обучение, однако этот фактор вряд ли можно назвать ведущим драйвером", - подчеркивает Михаил Никифоров.
Руководитель отдела мультимедиасистем компании Tegrus Владимир Татарчук согласен с оценкой высокого потенциала рынка ВКС, особенно в сегменте EdTech.
Он отмечает, что в 2021 г. российский рынок ВКС вырос на 3%, то есть потенциал его роста в соответствии с мировыми трендами даже выше. Несмотря на скромный объем, считает эксперт, у российского ВКС-рынка есть достижения мирового уровня, в топ попадают и российские компании, в частности TrueConf.
"Основной драйвер для развития видео-конференц-связи - это пандемия и, как следствие, удаленная работа. Основные факторы, которые делают направление актуальным: преодоление географических барьеров для коммуникаций внутри компании/организации; повышение вовлеченности удаленных работников и автоматизация записи и расшифровки дискуссий в рамках видеоконференций", - отмечает Владимир Татарчук.
Директор по взаимодействию с вузами VK Сергей Марданов считает, что дистанционное образование сейчас активно развивается и продолжит свой рост в будущем.
"Безусловно, образовательным организациям необходимо вслед за работодателями перестроиться на совмещение офлайн- и онлайн-режимов работы, чтобы готовить школьников и студентов к такой форме взаимодействия", - отмечает Сергей Марданов.
![](/img/1/loader.gif)