Башенный бизнес и ИТ станут драйверами для МТС
По данным МТС, рост обусловлен увеличением потребления телекоммуникационных и финансовых услуг, увеличением продаж телефонов и аксессуаров, а также вкладом в выручку медиапродуктов, цифровых и облачных решений для бизнеса.
Президент МТС Вячеслав Николаев отмечает, что по сравнению с показателями III квартала прошлого года такой рост выручки - более чем достойная цифра.
Показатель OIBDA группы за девять месяцев 2021 г. вырос на 6,9% год к году и составил 173,9 млрд руб. Показатель OIBDA группы за III квартал 2021 г. вырос на 4,2% в годовом исчислении до 61,3 млрд руб. за счет значительного положительного вклада в выручку телекоммуникационных и финансовых услуг, а также частичного восстановления доходов от роуминга на фоне возобновления международных поездок в III квартале 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда действовали более жесткие ограничения в связи с пандемией COVID-19.
Чистая прибыль группы по итогам девяти месяцев 2021 г. увеличилась на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 49,9 млрд руб. Чистая прибыль группы в III квартале 2021 г. снизилась на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 16,5 млрд руб.
В МТС отметили, что на показатель чистой прибыли оказал влияние рост расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов из-за дополнительных инвестиций компании в развитие сети и новые направления бизнеса, а также увеличение затрат на финансирование из-за роста ставки рефинансирования ЦБ и повышения процентных ставок по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года и другие факторы.
Выручка в России в сегменте телекома в III квартале выросла на 8,5% по сравнению с III кварталом 2020 г. и составила 136,4 млрд руб.
Выручка от мобильных услуг в России в III квартале 2021 г. выросла на 4,2% в годовом исчислении до 89,1 млрд руб., что отражает рост количества абонентов, а также частичное восстановление доходов от роуминга на фоне возобновления международных поездок в III квартале 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда действовали более жесткие ограничения в связи с пандемией COVID-19.
Выручка в сегменте фиксированной связи в России в III квартале выросла на 24,1% и достигла 18,9 млрд руб. по итогам III квартала 2021 г. по сравнению с III кварталом 2020 г., в том числе за счет консолидации приобретенных активов.
Абонентская база в России в III квартале 2021 г. выросла на более чем 1,5 млн абонентов до 79,7 млн абонентов по сравнению с III кварталом 2020 г.
Операционная прибыль МТС Банка (до вычета резервов) за девять месяцев 2021 г. выросла в годовом исчислении на 50% до 23,9 млрд руб.
Чистая прибыль МТС Банка за девять месяцев 2021 г. составила 5,1 млрд руб., что значительно превышает базовый показатель в 0,3 млрд руб. за аналогичный период прошлого года, на который пандемия COVID-19 оказала более серьезное воздействие.
Выручка направления медиа в III квартале 2021 г. по сравнению с III кварталом 2020 г. выросла на 30% до 3,5 млрд руб. за счет роста количества пользователей конвергентных сервисов, объединяющих ТВ-услуги и связь, и роста количества пользователей KION.
Показатель OIBDA направления медиа вырос в III квартале 2021 г. по сравнению с III кварталом 2020 г. на 25% до 1,2 млрд руб., что обусловлено ростом выручки.
Вячеслав Николаев отмечает, что больше 60% прироста связаны не с цифрами телекома.
"Многие наши продукты и сервисы развивались на базе телекома. Сейчас мы видим, что эти продукты стали достаточного объема и размера и принципы, которые хороши для телекома, стали тормозить более молодые бизнесы. В рамках III квартала одобрено выделение компании МТС Web Services, в которой мы сосредоточили технический блок и облачный бизнес. Мы создаем игрока, который должен стать номером один в облачных услугах", - подчеркивает Вячеслав Николаев.
"Мы по-новому подходим к продуктовому портфелю, и сейчас понятно, что некоторые продукты надо закрывать. Но я искренне надеюсь, что этого делать не придется. Мы даем продукту время выйти на рынок, проверить его, и в каких-то случаях мы понимаем, что продукт не летит. У нас есть команда, которая занимается исследованием продукта, и она смотрит на многие аспекты. Если мы видим, что шанса нет, то мы закрываем продукт и ищем, куда применить людей, занимавшихся этим продуктом", - рассказывает Вячеслав Иванов.
Начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанса" Георгий Ващенко отмечает, что основной вклад в динамику выручки дал телеком-сегмент (плюс 5,4 млрд руб., плюс 4,2%), как за счет своих размеров, так и на фоне положительной динамики операционных показателей.
"На втором месте оказался относительно небольшой пока по размеру финтех-сегмент, обеспечивший за год плюс 3,6 млрд к выручке. Выручка от цифровых и облачных услуг увеличилась всего на 0,8 млрд руб. Всего доходы вне телекоммуникационного сегмента выросли на 6,3 млрд руб.", - подчеркивает Георгий Ващенко.
По его мнению, более значительному росту OIBDA помешала инфляция. "С другой стороны, инфляция - один из основных драйверов роста розничных продаж в денежном выражении, 22 млрд руб., плюс 5,4%", - отмечает аналитик.
"Сокращение чистой прибыли обусловлено, главным образом, увеличением амортизации и процентных расходов. Эти факторы будут усиливать свое влияние и в будущем. Долговая нагрузка увеличилась в 1,8 раза OIBDA. Средняя ставка долга выросла до 7%. Стоимость долга продолжит увеличиваться по мере его рефинансирования на фоне роста ставок. Это не окажет существенного влияния на финансовые показатели и не приведет к более консервативной оценке акций аналитиками. Долговая нагрузка может вырасти в два раза OIBDA в 2022 г., но уровень ниже чем в три раза на фоне высокой операционной маржи не вызовет беспокойства у инвесторов", - считает Георгий Ващенко.
"Объем капзатрат возрастет до 100-110 млрд руб. Свободный денежный поток по итогам года прогнозируется на уровне 46 млрд руб. - 26 руб. на акцию. Он весь пойдет на дивиденд", - полагает Георгий Ващенко.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын отмечает, что прогноз компании по капзатратам по итогам года (110 млрд руб.) оказался выше прогноза ФГ "Финам" (106,2 млрд руб.), но незначительно.
"По прогнозу на 2021 г., в целом выручка группы МТС превысит полтриллиона рублей, составив 534,5 млрд руб. Рентабельность бизнеса по EBITDA сохранится на уровне 44%. Чистая прибыль компании по итогам года составит 68,4 млрд руб. Рентабельность чистой прибыли акционеров - 13%. Величина чистого долга вырастет до 348,2 млрд руб., отношение чистого долга к EBITDA сохранится на уровне 1,5. По итогам 2021 г. выплата дивидендов составит 37,2 руб. на акцию", - прогнозирует Леонид Делицын.
"Драйверами роста стоимости станет выделение ряда направлений - башенного бизнеса, ИТ - в самостоятельные компании с перспективами продажи или IPO. Что касается облачных сервисов, то фондовый рынок сейчас благожелателен к таким компаниям, их IPO проходят по высокой оценке. Поэтому ожидание IPO МТС веб-сервисов будет постоянно обсуждаться в 2022 г. и может состояться в 2023-2024 гг. На оценке капитализации МТС фондовым рынком эти факторы скажутся благотворно", - считает Леонид Делицын.
Аналитик УК "Альфа-Капитал" Денис Бадьянов отмечает, что отчет МТС за III квартал оказался в рамках прогнозов.
"Умеренный рост выручки при росте затрат - оправданный результат, поскольку компания активно развивает финтех-направление (МТС Банк) и телекоммуникационные услуги (ТВ). Рост выручки по основному направлению деятельности, 8%, связан с восстановлением роуминга и частично оправдан повышением тарифов. Хороший прирост числа абонентов ТВ, +39,3%, и клиентов банка, +7%. То есть можно сказать, что, кроме главной деятельности, компания успешно развивает дополнительные сектора, где есть возможности для увеличения маржинальности", - подчеркивает Денис Бадьянов.
"В краткосрочной перспективе ограничителем роста финансовых показателей станет рост ключевой ставки ЦБ РФ - поскольку будет расти давление на прибыль через увеличение кредитной нагрузки. Фактор роста - реализация продажи башенного бизнеса. Изменение дивидендной политики также станет причиной роста стоимости бумаг МТС на рынке", - считает Денис Бадьянов.