Социальные сети внесут в реестр
1 февраля 2021 г. вступил в силу закон о самоконтроле социальных сетей (№530-ФЗ), в соответствии с которым интернет-площадки сами обязаны выявлять и блокировать запрещенную информацию. Закон закрепил за Роскомнадзором обязанность по формированию и ведению реестра социальных сетей для контроля соблюдения ими требований российского законодательства.
Управляющий партнер B&C Agency Марк Шерман отмечает, что создание реестра необходимо для того, чтобы социальные сети выполняли требования закона по контролю за контентом и оперативно реагировали на жалобы на противоправный контент. "Такая работа происходит и сейчас, механизмы выявления такого контента работают, и новый шаг регулятора нацелен на то, чтобы придать этому процессу упорядоченность. Скорее всего, соцсети будут совершенствовать усилия по фильтрации контента и направлять больше ресурсов на пресечение постинга и распространения противоправных материалов. То есть будет усиление контролирующей функции, когда сами соцсети становятся более бдительными в плане соответствия контента законодательству", - говорит он.
Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал считает, что создание такого реестра - это обязательный и необходимый элемент контроля. "Ведь чтобы знать, как соцсети исполняют решения ведомства по работе с запрещенным контентом и соответствуют другим документам, надо сначала понять, сколько таких ресурсов в стране. Это и есть реестр - то есть список соцсетей, их основные данные, информация о посещаемости, соответствие по выполнению разных требований и т.д. Это такая сводная таблица с самыми главными данными по ресурсам, которые можно отнести к социальным сетям. - комментирует Павел Сигал. - Со временем постоянно появляются новые соцсети, которые будут обязаны соблюдать все требования Роскомнадзора - их будут вносить в этот список с соответствующими пометками. И сами граждане могут обращаться к реестру, чтобы знать, какие требования соцсети должны выполнять, какие ресурсы это делают или нет. Это некая оптимизация огромного объема работы по контролю деятельности соцсетей. И конечно, такие действия Роскомнадзора означают, что будет больше контроля за участниками интернет-пространства в плане контента, что требует российское законодательство. Для самих сетей дополнительных затрат в связи с появлением реестра нет, но есть определенные обязанности и затрата ресурсов на борьбу с незаконным контентом. Какие это объемы, каждая соцсеть решает самостоятельно, и наверняка это определенные технические решения, ПО и т.д.".
Юрист компании Rödl & Partner Илья Лоханин напомнил, что реестр социальных сетей создается Роскомнадзором в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 №530-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", вступившим в силу с 1 февраля текущего года. "Основная обязанность, которая введена законом для владельцев социальных сетей, заключается в мониторинге и блокировке противоправного контента. Сам закон не предусмотрел отдельных санкций за нарушения при осуществлении мониторинга, однако указал на возможность пользователей социальных сетей обращаться с исками к их владельцам, в случае если, например, их материалы были неправомерно заблокированы и впоследствии ограничения не были сняты, несмотря на требования РКН. В такой ситуации пользователи могут претендовать на возмещение убытков, компенсацию морального вреда, защиту чести, достоинства и деловой репутации", - прокомментировал Илья Лоханин.
В то же время, отмечает он, за нарушение порядка ограничения доступа к неправомерной информации установлена административная ответственность по ст.13.41 КоАП РФ (появилась в Кодексе в январе текущего года). "Согласно данной статье, за неудаление противоправного контента в интернете для юридических лиц предусмотрен административный штраф в размере от 800 тыс. до 4 млн руб. Если же такая информация содержит призывы к осуществлению экстремистской деятельности, материалы с детской порнографией, сведения о способах изготовления и использования наркотических и психотропных веществ и пр., то штраф для организаций будет составлять от 3 млн до 8 млн руб. За повторное нарушение предусмотрены более жесткие санкции - вплоть до одной пятой совокупного размера суммы выручки за предыдущий календарный год, но не менее 4 млн руб.", - пояснил юрист.
Владелец юридической компании "Катков и партнеры" (КИП), член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков подчеркивает: несмотря на то что полноценная правовая норма должна содержать три обязательных элемента - гипотезу, диспозицию, санкцию, прямых санкций за неисполнение требований 530-ФЗ пока нет.
Между тем, предполагает Павел Катков, возможно, они появятся в следующем пакете поправок. "Нередко такая законодательная техника используется намеренно: сначала принимается закон, вводящий новый порядок регулирования, а потом, отдельным законопроектом, вносятся поправки, содержащие санкции. Одновременно с этим, правоприменитель не лишен возможности применять к социальным сетям и их пользователям уже существующие в настоящий момент нормы российского законодательства. Так, в этом году вступила в силу ст.13.41 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение порядка ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, и (или) порядка удаления указанной информации. Ответственность по ней для юрлиц достигает 8 млн руб., а также пятую часть совокупного объема выручки за год в зависимости от вида нарушения (оборотный штраф). На днях правообладатели из АЗАПИ обратились к требованию о применении этой статьи к Telegram", - говорит Павел Катков.
Могут быть применены и иные статьи КоАП РФ, в том числе ограничивающие дистанционную торговлю алкоголем или пропаганду наркотических средств, а также нормы ответственности за совершенное публично с использованием интернета оскорбление, в том числе выраженное в нецензурной форме (ч.8 ст.13.15 КоАП РФ, ч.1.1 ст.6.13 КоАП РФ, ч.2 ст.5.61 КоАП РФ), подчеркивает Павел Катков.
Он отмечает, что наибольшую опасность для нарушителей представляют уголовно-правовые статьи. "Так, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма, совершенные через соцсети, могут повлечь и уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок от пяти до семи лет (ч.2 ст.205.2 Уголовного кодекса). В свою очередь, призывы к экстремистской деятельности и к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, могут повлечь ответственность в виде лишения свободы на срок до пяти лет (ч.2 ст.280 УК РФ). Кроме того, доведение лица до самоубийства, совершенное в интернете, может повлечь ответственность в виде лишения свободы на срок до 15 лет (ч.2 ст.110 УК РФ), а распространение, публичная демонстрация или рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних через интернет - на срок до 10 лет (п. "г" ч.2 ст.242.1 УК РФ). Поэтому, хоть законодатель пока не ввел отдельной ответственности за нарушение 530-ФЗ, у него достаточно механизмов для воздействия на нарушителей и без специальных норм", - подчеркивает Павел Катков.