ИскраУралТЕЛ переводит решение "Система-112" на российские ОС
Алексей Алексеев, заместитель генерального директора АО "ИскраУралТЕЛ"Алексей Алексеев, заместитель генерального директора АО "ИскраУралТЕЛ""Система-112" разработки АО "ИскраУралТЕЛ" сегодня может работать на российской операционной системе Astra Linux, а также получила ряд серьезных обновлений.
Решение "Система-112" разработано специалистами АО "ИскраУралТЕЛ" в Екатеринбурге в 2011-2013 гг. К настоящему времени оно введено в эксплуатацию в 24-х субъектах РФ и покрывает 43% территории нашей страны, обеспечивая надежным каналом оказания экстренной помощи более 36 млн. человек. По масштабу внедрения и объему технической поддержки это является уникальным прецедентом в мировой практике.
В активе компании есть внедрение национального масштаба: в период 2014-2018 г.г. была построена Единая информационно-управляющая система МЧС Кыргызской Республики. В рамках этого проекта была внедрена "Система-112" на территории всей страны, построена вертикаль взаимодействия Центров управления в кризисных ситуациях республиканского и областного уровней, создана общегосударственная система оповещения населения.
Программный комплекс SI3000 EHM, являющийся ядром решения "Система-112" от ИскраУралТЕЛ, постоянно развивается в части улучшения пользовательских характеристик, расширения функционала, обеспечения надежности функционирования системы.
Например, в Калининградской области – одном из первых субъектов РФ, где была создана Система-112 – за время эксплуатации обработано уже около 4 млн. обращений, включая вызовы ЭРА-ГЛОНАСС и SMS. При относительно не больших размерах региона Центр обработки вызовов 112 ежедневно оказывает помощь около 3 000 жителям и гостям Калининградской области.
Центр обработки вызовов 112 Калининградской области – одно из первых внедрений в РФ
Центр обработки вызовов 112 Калининградской области – одно из первых внедрений в РФ
По завершении ФЦП "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы" коллектив разработчиков был сохранен и приступил к реализации требований регуляторов и пожеланий пользователей системы в рамках контрактов технической поддержки.
На текущий день коллектив компании осуществляет поддержку функционирования "Системы-112" уже в 18 субъектах РФ. Важно отметить, что в объеме оказываемых услуг присутствует поддержка программного комплекса системы, выпуск обновлений релизов ПО, их установка на вычислительной инфраструктуре заказчиков без потери работоспособности системы.
Выпуск новых релизов ПО может быть обусловлен как улучшением функциональных характеристик по инициативе разработчиков, так и запросами пользователей системы (операторов Центров обработки вызовов, диспетчеров экстренных служб).
Программистами компании реализован ряд серьезных обновлений на front-end: разработан новый клиент, учитывающий актуальные требования к процессам работы операторов 112 и современные тенденции UI/UX-дизайна. В разработке нового клиента был использован стиль Material UI. Для удобной работы в ночное время суток в интерфейсе реализована возможность использования "тёмной" темы. Адаптивный интерфейс позволяет использовать различные разрешения экрана, в том числе и экраны высокого разрешения.
По запросу одного из заказчиков был разработан АРМ дежурного Центра управления кризисными ситуациями (ЦУКС) для взаимодействия с дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований в соответствии с утвержденными регламентами и расширенный модуль статистики.
АО "ИскраУралТЕЛ" также обеспечивает развитие программного ядра системы по требованиям регуляторов. В связи с проводимой на государственном уровне работой по переходу на российские операционные системы программисты компании реализовали возможность работы серверной и клиентской частей ПО на Astra Linux (версия Special Edition). В части базы данных поддерживается российская СУБД Postgres Pro.
Оператор Центра обработки вызовов 112 на дежурствеОператор Центра обработки вызовов 112 на дежурстве
В новой архитектуре ПО используется микросервисный подход для повышения надежности и расширения спектра применений. Так, на базе обновленного решения в одном из субъектов РФ организована Единая горячая линия по вопросам коронавирусной инфекции COVID-19.
По номеру 122 граждане могут вызвать врача на дом, оформить больничный, узнать о социальных выплатах, записаться на вакцинацию, получить справочную информацию. Благодаря гибкой архитектуре удалось оперативно адаптировать интерфейс работы оператора под особенности работы "горячей линии" и реализовать такие новые функции, как ведение базы знаний, сформировать необходимые формы ведения статистики, отчетности и оценки текущей нагрузки и эффективности работы диспетчеров в онлайн режиме. Кроме этого добавлены справочники поводов обращений и результатов их обработки.
В планах по дальнейшему развитию решения - переход на технологию WebRTC для возможности организации удаленной работы, внедрение роботизированных сценариев предоставления услуг записи на прием к врачу и вызову врача на дом, а также улучшение интерфейса программного обеспечения по итогам первого периода эксплуатации.
Решение может применяться в качестве единого универсального омниканального контакт-центра по работе с населением, обеспечивающим эту функцию в интересах всех региональных ведомств.
Федеральным законом от 30.12.2020 г. №488-ФЗ "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации" определена обязанность диспетчерских служб организаций ЖКХ (по решениям органов власти субъектов РФ) направлять в "Систему-112" сведения о начале, завершении и об основных результатах реагирования на возникающие аварии и инциденты.
Во исполнение указанных требований специалистами компании разработан программный модуль, обеспечивающий взаимодействие и включение в единое информационное пространство "Системы-112" организаций и служб ЖКХ. ПО разработано как web-приложение с неограниченным кругом подключаемых участников, что позволяет обеспечить экономию денежных средств и времени на его развертывание. В настоящее время работы по его внедрению проводятся в ряде субъектов РФ.
Отметим, что этот модуль способен встраиваться в программное окружение как собственной разработки, так и других вендоров – разработчиков решения "Система-112". Возможно его предоставление пользователям и по сервисной модели через приобретение услуги.
Как и многие другие участники рынка компания занимается разработкой мобильного портала "Системы-112", призванного расширить возможности коммуникаций с Центром обработки вызовов, в том числе для лиц с ограниченными возможностями, обеспечить доступность информации о статусе реагирования для заявителя, предоставить интерактивный формат общения и дополнительную информацию о событии в режиме реального времени для всех участников. Заявляемая готовность мобильного портала собственной разработки – 1 квартал 2022 года.
АО "ИскраУралТЕЛ" на протяжении многих лет остается сторонником эволюционного подхода и готово обеспечить плавную миграцию на обновленные релизы и подключение новых модулей разработанного ПО без перерывов в работоспособности и снижения надежности "Системы-112".