Спортсменов сосчитают
Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко на IX Международном спортивном форуме "Россия - спортивная держава" поручил Министерству спорта Российской Федерации и АНО "Цифровая экономика" в сотрудничестве с сотовыми операторами и представителями бизнес-сообщества проработать вопросы сбора данных и статистического подсчета, касающиеся занятий спортом в стране, с учетом мирового опыта и предложений, поступивших во время дискуссии. Список предложений в месячный срок необходимо представить на рассмотрение в правительство РФ. Вице-премьер напомнил, что президент России Владимир Путин поставил задачу - увеличить к 2030 г. количество людей, систематически занимающихся спортом, до 70%.
"По итогам прошлого года этот процент составил 45,4%. Это люди, которые бегают в парке, подтягиваются на турниках во дворах, играют в футбол и волейбол на пришкольных площадках, занимаются онлайн и по видеокурсам, что стало особенно актуально в условиях пандемии. Но при сборе данных о спортсменах-любителях в нашей стране мы столкнулись с вызовами, над решением которых уже работаем. Сейчас нам необходимо совместно выработать механизм сбора и обработки данных, проанализировать опыт зарубежных коллег. Объединить все в единую базу, понять, какие виды мотивации и поддержки мы можем им предложить. Сделать это без цифровой трансформации спорта и создания единой экосистемы не получится", - подчеркнул Дмитрий Чернышенко.
Зампредседателя правительства привел опыт некоторых стран по использованию цифровых технологий, где спортсмену-любителю присваивается уникальный Sport.ID, который позволяет организовать для гражданина получение мер поддержки и актуальных предложений от государства и бизнеса.
В Минспорте рассказали ComNews, что данные от сотовых операторов для управления спортивной отраслью необходимы в агрегированном виде. "На их основе будут делаться выводы о нагрузке на определенные сегменты. Это стандартная практика, которая уже используется участниками рынка в других отраслях. Вице-премьер обозначил срок для сбора информации, первичного анализа предложений от рынка. Деятельность по поставленной вице-премьером задаче будет проводиться совместно Минспортом России, представителями крупных бизнес-компаний на площадке рабочей группы "Цифровая трансформация спорта" АНО "Цифровая экономика". Согласно первоначальным договоренностям, за взаимодействие с бизнесом будет отвечать АНО "Цифровая экономика", Минспорт берет на себя задачу сбора информации от регионов, сбор успешных практик, потенциально возможных для масштабирования на федеральном уровне", - прокомментировали в министерстве.
В АНО "Цифровая Экономика" ответили, что вопросы пока преждевременны: на данный момент начинается сбор предложений участников рынка, после анализа которых будет формироваться дорожная карта, определяться перечень мер, необходимых для достижения поставленных задач. Из операторов "большой сотовой четверки" только "МегаФон" ответил на запрос ComNews. "В сборе статистики помогут геоаналитические сервисы Big Data. На основе сформированной карты фитнес-клубов, стадионов и спортивных площадок решение "МегаФона" "Аналитика городской среды" сможет посчитать количество людей и процент населения, занимающегося активно спортом. Аналитические сервисы также позволят детализировать аудиторию посетителей фитнес-клубов по различным социально-демографическим и поведенческим признакам, построить профиль по интересам. Также в "МегаФоне" существует модель машинного обучения, которая используется в лидогенерации для сетей фитнес-клубов. С ее помощью можно найти аудиторию склонных к занятию спортом людей", - прокомментировала пресс-служба ПАО "МегаФон".
Управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Марк Шерман рассказал, что цифровые технологии и Big Data могут позволить собрать и обобщить самые разные данные, поскольку наши передвижения, в общем-то, давно вышли за пределы частной жизни. Здоровый образ жизни является одним из трендов, который способствует увеличению продолжительности жизни, повышает производительность труда и повышает эффективность в экономике, поэтому, видимо, появляется необходимость реальной оценки, насколько далеко зашел этот тренд с разбивкой по городам и другим выборкам. Чтобы понимать, в каком направлении двигаться дальше и какие нужны инвестиции", - пояснил он.
Член Ассоциации юристов России Ольга Турунина отметила, что в сфере фитнес-индустрии использование систем автоматизации и современных технологий уже достаточно масштабное, в том числе внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами, что позволяет в том числе получать общую для компании стандартизированную базу контактов (клиентов, контрагентов). "Сообщая информацию и регистрируясь на сайте, создавая профиль, потребители, как правило, дают согласие на обработку персональных данных для целей эффективного оказания заказанных услуг, в том числе в отношении возникающей в процессе работы сайта объективной необходимости в строго ограниченных случаях разрешить доступ к строго определенным персональным данным для программных средств третьих лиц, указанных дополнительно, - объясняет юрист. - С марта 2021 г. вступили в действие новые правила, которые обеспечивают дополнительную защиту персональных данных граждан. Теперь не допускается получение согласия на распространение таких данных "по умолчанию".
Руководитель юридической практики компании "Интерцессия" Кирилл Стус напомнил, что в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных, сбор и обработка персональных данных осуществляются операторами обработки персональных данных с согласия субъекта персональных данных. "Каждый гражданин, заключающий договор с оператором сотовой связи, подписывает согласие на сбор и обработку персональных данных. В рамках данных согласий граждане признают, что сотовый оператор является оператором обработки персональных данных, и дают согласие на сбор и обработку персональных данных о них (гражданах). Кроме того, в соответствии с Законом о персональных данных, допускается сбор и обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных в случае, если обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, при условии обязательного обезличивания персональных данных. Обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, - рассказал Кирилл Стус. - Сбор и обработка подобной информации о пользователях сотовых услуг - процесс дорогой. Кроме того, собранную информацию нужно обрабатывать, хранить и применять. Первоначальные цифры на реализацию проекта станут известны лишь после начала его реализации и будут скорректированы по мере достижения поставленных целей. Возможно, стоимость проекта можно сравнить со стоимостью создания какой-либо государственной информационной системы, которые обычно обходятся государству от сотни миллионов рублей до нескольких миллиардов".
"Скорее всего оператором подобной базы данных будет какой-то орган государственной власти либо организация с государственным участием, так как собираемая информация будет направлена на обеспечение национальных целей развития посредством физической культуры и спорта, построение спортивной экосистемы, вовлечение граждан в занятия физической культурой и спортом, - предположил Кирилл Стус. - К тому же "государственный" оператор создаваемой базы данных сможет обеспечить более серьезные условия для хранения информации и нивелировать риски утечек. Создание подобной базы позволит государству сделать "спортивный портрет" гражданина и предлагать ему какие-либо услуги и условия для занятия спортом и поддержания здорового образа жизни.
Руководитель отдела аналитики Positive Technologies Евгений Гнедин рассказал, что опасность появления такой базы будет зависеть от набора данных, которые будут обрабатываться. "Конечно, если в базе будут персональные данные граждан - например, ФИО, номера телефонов, электронная почта, паспортные данные, номера СНИЛС, полисов обязательного медицинского страхования - и одновременно информация об их увлечениях, спортивных достижениях, месте проведения тренировок (геолокации) и т.п., то риск утечки информации может оказаться существенным. Получив доступ к такой информации, злоумышленник может использовать ее, например, для социальной инженерии. Кроме того, подобные данные ценятся на рынках в дарквебе, то есть злоумышленник может продать утекшую базу. Такие ситуации, к сожалению, нередки в последние годы. Информация может стать инструментом нацеленной рекламной кампании, спам-рассылок, а может быть использована и в мошеннических целях, для обмана жертвы с целью получения финансовой выгоды", - прокомментировал Евгений Гнедин.