ФАС разберется с ИТ-сговором
ФАС России возбудила дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "ЭСЛаб", ООО "Нормос XXI", ООО НТЦ "Электрон-Сервис", ООО "Крастол" и в отношении ООО "Легион Про", ООО "Альфаком", ООО "Главный центр информационной безопасности", ООО "КСК Технологии", ООО "Интер-Технологии" и ООО "Ансер Про".
Основанием для возбуждения дел послужила информация, полученная от Генеральной прокуратуры РФ. В ходе проверки ФАС России выявила в действиях этих организаций признаки заключения и реализации антиконкурентных соглашений. По мнению ведомства, компании поддерживали цены на торгах на рынках поставок вычислительной электронной техники и оказания услуг консультирования, технической поддержки и обеспечения безопасности в области информационных технологий. Общая сумма контрактов составила более 1 млрд руб. В случае установления вины компаниям грозят оборотные штрафы в соответствии с КоАП РФ.
В пресс-службе ФАС России рассказали, что срок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства составляет до девяти месяцев. "Заседания комиссий назначены на 12 октября 2021 г. В случае установления факта нарушения компаниям грозят штрафы в размере до 50% от начальной максимальной цены контрактов. ФАС России осуществляет постоянный контроль за деятельностью юридических лиц с целью пресечения картелей и иных антиконкурентных соглашений, в том числе и в сфере информационных технологий", - сказали в пресс-службе ФАС России.
По словам представителя пресс-службы, в качестве примера можно привести решение, вынесенное по делу о картельном сговоре в сфере информационных технологий в декабре 2020 г., когда ФАС признала ООО "ЦСАиБФ", ООО "Саммит", ООО "Интеграционные решения", ООО "ИТ Системы Дистрибуция" и ООО "Сервисные Системы" нарушившими антимонопольное законодательство. Основанием для возбуждения дела послужили материалы внеплановых выездных проверок. Заключившие картельный сговор компании участвовали в 13 аукционах на поставку компьютерного оборудования и оказание услуг аутсорсинга печати для нужд федеральных и региональных органов власти и учреждений в 2017-2019 гг. Общая сумма контрактов составила более 1 млрд руб. Организациям грозили административные штрафы в размере до 50% от начальной (максимальной) цены контракта.
Юрист компании Rödl & Partner Александра Нечаева объяснила, что оборотные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства являются серьезным наказанием, так как рассчитываются в процентах от выручки нарушителя на товарном рынке, на котором совершено правонарушение, или от начальной (максимальной) цены предмета торгов каждому из нарушителей-участников (при сговорах на торгах), и поэтому могут достигать многих миллионов рублей и с учетом этого являются одними и самых высоких штрафов за совершение административных правонарушений в принципе в законодательной системе Российской Федерации. Но, несмотря на это, по ее словам, ни один штраф не преследует цель довести нарушителя до банкротства.
"В случае, если компании будут признаны нарушившими антимонопольное законодательство, им не удастся оспорить решение ФАС России в суде и они подвергнутся наказанию в виде оборотного штрафа, они могут попытаться оспорить и снизить штраф в судебном порядке, представив доказательства смягчающих обстоятельств. Даже при наложении штрафов за картель можно рассчитывать на некоторое снижение штрафа, но при наличии действительно смягчающих обстоятельств. Суды при рассмотрении дел об обжаловании штрафов учитывают принцип соразмерности и справедливости. Кроме этого, есть законодательные пределы максимальных штрафов при заключении антимонопольных соглашений на торгах", - рассказала Александра Нечаева.
По статистике, как отмечает юрист, ФАС сталкивается с делами о нарушении антимонопольного законодательства в виде заключения антиконкурентных соглашений довольно часто, счет идет на сотни дел в год. Очень часто картели выявляются на торгах. По словам Александры Нечаевой, постановления о привлечении к административной ответственности в виде оборотного штрафа всегда выносятся в рамках санкции, предусмотренной КоАП РФ, и в суммовом выражении это часто именно миллионные штрафы. "Насколько они суровы для каждого нарушителя - это понятие относительное. Некоторые нарушители, сознательно заключая антиконкурентные соглашения, уже "закладывают потенциальные штрафы в свои сметы". Если речь идет о картеле, то ФАС России также направляет материалы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела за картель в отношении должностных физических лиц компаний с санкцией в виде лишения свободы на срок до трех лет. Несколько лет лишения свободы - это действительно суровое наказание за преступление в сфере экономической деятельности", - сообщила Александра Нечаева.
Она объясняет, что при сговоре на торгах каждому участнику - юридическому лицу грозит оборотный штраф до 50% от начальной максимальной стоимости контракта, но не более 4% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за год, предшествующий году выявления нарушения.
"Поскольку речь идет о заключении картеля на торгах в электронной форме, то, как правило, с учетом технического прогресса и по словам руководителя Управления по борьбе с картелями ФАС России г-на А.П. Тенишева, собирать доказательственную базу несложно. Как свидетельствует практика, нарушители сами оставляют много "следов", помогающих расследованию. Много доказательств находится в электронной переписке, которая не удаляется бесследно. Кроме этого, при коллективном нарушении с большим количеством участников сложнее проконтролировать "подчистку" следов. Сложность расследования заключается скорее в трудоемкости сбора доказательств при большом количестве участников сговора", - подчеркнула Александра Нечаева.
Владелец юридической компании "Катков и партнеры" (КИП), член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков отмечает, что оборотный штраф - одно из самых серьезных последствий антимонопольных нарушений. Но есть, по его оценке, и более серьезное - например, уголовная ответственность за картельный сговор, предусмотренная ст.178 УК РФ. "ФАС нечасто применяет данный механизм, эта мера считается крайней. Однако данный риск нельзя сбрасывать со счетов до окончания антимонопольного производства, а если действия ФАС будут обжалованы - до вступления в законную силу решения суда. Особенно остро он стоит с учетом того, что в деле уже участвует Генеральная прокуратура. Максимальный объем штрафов зависит от оборота. В ч.1 ст.14.32 КоАП он сформулирован как "от 0,03 до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.". Соответственно, можно рассчитать нижний и верхний пределы, исходя из суммы выручки нарушителей. Отметим, что той же статьей предусмотрены другие виды и размеры оборотных штрафов в зависимости от конкретного подвида нарушения", - говорит Павел Катков.
Член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров объяснил, что сговор признается незаконным при одновременном соблюдении следующих условий: в результате заинтересован каждый участник; о действиях заранее известно всем участвующим компаниям; компании действуют в связке друг с другом, и участники заранее знают следующий шаг друг друга. По его словам, иногда за поведением определенных участников антимонопольные органы следят не в рамках одной закупки, а длительное время. Если их модель поведения повторяется - это верный признак сговора. "Часто на одной закупке нарушители не останавливаются и продолжают незаконное поведение на других торгах. Также выделяют следующие признаки, например: один из участников снижает цену незначительно, тогда как второй опускает ее до минимума; по итогу аукциона цена, предложенная одним из участников, оказывается значительно ниже рыночной (добросовестный поставщик просто не стал бы предлагать такую стоимость); участники заявляются на процедуру снижения цены, но не участвуют в ней", - сообщает Дмитрий Уваров.
Как отмечает Дмитрий Уваров, чтобы обвинить участников закупки в сговоре и незаконном соглашении, необходимы доказательства. "К прямым доказательствам относятся письменные договоренности, переписка по почте, протоколы совещаний и т.д. Косвенные доказательства - это все, что подтверждает наличие соглашения - обычно это расчеты между участниками сговора, использование одного и того же IP-адреса, сертификаты электронной цифровой подписи, оформленные на одно лицо и т.д. Вместе с тем ФАС России нужно не только найти подтверждение сговора, а еще и доказать, что у участников была единая корыстная цель и они придерживались какой-то модели. Административная ответственность за картельный сговор влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. руб. Если ущерб от действий участников сговора превысил 10 млн руб., то наказание уже будет уголовным, по ч.1 ст.178 УК РФ в виде штрафа до 500 тыс. руб., принудительных работ до трех лет с дисквалификацией до года, либо в виде лишения свободы до трех лет с дисквалификацией до года", - рассказал Дмитрий Уваров.