Наталья
Ильина
18.08.2021

В ФАС разработали проект принципов взаимодействия участников цифровых рынков, которым должны следовать игроки для избежания недобросовестных практик, сообщили "Известиям" в службе.

Среди них ― открытость платформ и нейтральность в отношении поставщиков услуг. Правила созданы на базе уже зафиксированных ФАС нарушений антимонопольного законодательства и практики по рассмотрению дел и заявлений граждан и юрлиц. Крупнейшие игроки поддержали подход антимонопольного ведомства, отметив, что он основывается на саморегулировании экосистем. ФАС будет руководствоваться выработанным сводом правил в случае пробелов в законодательстве, пояснили эксперты.

Принципиальный подход

Экспертный совет при ФАС, куда входят представители службы и участники рынка, в августе разработал проект базовых принципов взаимодействия участников цифровых рынков. Об этом "Известиям" сообщили в антимонопольной службе. В число таких принципов вошли:

разумная открыть цифровых платформ (в частности, свободный доступ к информации о том, как происходит ранжирование результатов поиска);

нейтральное отношение ко всем сторонам рынка (ФАС уже вынесла предупреждение Microsoft из-за неправомерного предоставления преимуществ собственному антивирусному ПО);

обеспечение самостоятельности пользователей платформ при взаимодействии с ними (например, Booking.com признан нарушителем из-за злоупотребления доминирующим положением для навязывания невыгодных условий договоров гостиницам и отелям);

недопущение расширительных и двусмысленных формулировок в правилах работы цифровых платформ (против Google также было возбуждено дело о непрозрачных правилах в пользовательском соглашении YouTube, позволяющих блокировать и удалять аккаунты без предупреждения);

обеспечение прав пользователей платформы, в том числе путем рассмотрения их обращений и предоставления им полных ответов.

Свод правил поведения игроков на цифровых рынках сформулирован для избежания основных рисков и недобросовестных практик, зафиксированных в отрасли, подчеркнула начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева. По ее словам, базовые принципы, с одной стороны, будут способствовать формированию открытых, прозрачных, недискриминационных условий для ведения бизнеса, а с другой ― обеспечивать реализацию конституционных прав граждан, в частности свободы получения и распространения информации и неприкосновенности частной жизни.

В ходе дальнейшей работы над проектом планируется проработать механизм урегулирования споров, возникающих при несоблюдении обозначенных базовых принципов.

В "Яндексе", "Авито" и AliExpress заявили "Известиям", что участвовали в обсуждении базовых принципов ФАС и поддерживают их. Сбалансированный подход службы, основанный на саморегулировании онлайн-платформ, позволит развивать конкуренцию, улучшать пользовательский опыт и создавать условия для развития малого и среднего бизнеса, ожидают в "Яндексе". В Ozon сообщили, что также концептуально поддерживают идею саморегулирования, а в ВТБ — что выступают за открытые и понятные всем правила взаимодействия поставщиков с экосистемами.

Шаг к саморегулированию

В "Авито" полагают, что выработанные принципы будут использоваться ФАС при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, однако цель создания документа скорее превентивная ― он должен снизить число рассматриваемых дел.

― Сейчас электронная коммерция находится на начальной стадии развития — важно избегать резких регуляторных норм, дать отрасли возможность саморегулироваться. В "AliExpress Россия" также поддержали предложение регулятора организовать встречу малого и среднего бизнеса с представителями экспертного совета, чтобы детально обсудить претензии и недовольства работой маркетплейсов, а также для получения объективной картины со стороны бизнеса и выработки более детальных и практических принципов работы, ― рассказал вице-президент по связям с государственными органами компании Сергей Лебедев.

Экосистемы и цифровые платформы — крупные по своему формату участники рынка, которые играют роль драйверов экономического роста, заявили "Известиям" в Минэке, подчеркнув, что антимонопольное регулирование — один из самых эффективных способов установить для них правила конкуренции. В ведомстве полагают, что с учетом специфики потребуется адаптировать законодательство под новые условия цифровой экономики.

В АНО "Цифровая экономика" "Известиям" рассказали, что участников рынка волнует антимонопольное регулирование экосистем, которое в том числе обсуждается на круглых столах в организации. Кроме того, бизнес озабочен конкуренцией с международными экосистемами, поддержкой предпринимательства и ограниченным выбором поставщиков.

Любой свод принципов создает фундамент для осуществления деятельности в конкретной области, которым служба будет руководствоваться, в частности, при пробелах в регулировании, отметила член Ассоциации юристов России Наталья Скрябина. Она добавила, что для эффективности этого механизма всё же требуются нормативные правовые акты, уточняющие содержание принципов. Юрист привела пример: в соответствии с другим сводом правил ― "Концепцией внедрения механизмов тарифообразования" ― ФАС уже подготовила соответствующий проект постановления правительства.

Помимо базовых принципов, антимонопольная служба разработала так называемый пятый антимонопольный пакет, посвященный регулированию цифровых рынков и платформ, напомнил юрист адвокатского бюро "S&K Вертикаль" Антон Ломтев: после его принятия можно будет сопоставить то, как установленные правила нашли свое отражение в законе, и, соответственно, то, как служба будет им следовать. С юридической точки зрения появление "базовых принципов" деятельности цифровых платформ означает, что антимонопольное ведомство в своей практике должно будет опираться на них, используя их как "маркеры", задающие векторы принятия решений, добавил эксперт.

Предложенная ФАС концепция соответствуют пунктам проекта общеевропейского закона Digital Services Act (разрабатывается в ЕС): принципы направлены на выравнивание позиций сервиса и пользователя, отметил преподаватель Moscow Digital School Олег Блинов. Например, сейчас клиент может быть заблокирован без объяснения причин, когда сервис в одностороннем порядке решил не иметь с ним отношений, а регуляторы настаивают на ясности правил работы.

Новости из связанных рубрик