Больше половины соискателей в ИТ-сфере в первую очередь смотрят на размер заработной платы. При этом почти половина опрошенных считают, что высокая заработная плата важнее удаленки, а каждый десятый соискатель при выборе места трудоустройства обращает внимание на престижность бренда работодателя. Такие данные приводит All Cups от Mail.ru Group.
© ComNews
06.08.2021

Аналитики платформы для проведения онлайн-соревнований All Cups от Mail.ru Group выяснили, как за последние полтора года изменился подход к поиску работы среди ИТ-специалистов. По данным опроса, среди 1577 разработчиков из разных регионов России больше половины соискателей в ИТ в первую очередь смотрят на размер заработной платы, а каждый десятый - на бренд работодателя.

Почти половина опрошенных ИТ-специалистов признались, что постоянно рассматривают предложения о вакансиях. Каждый третий Junior-специалист ищет работу на специальных сервисах для размещения вакансий. А каждый четвертый (25,6%) разработчик уровня Middle и Senior чаще мониторит вакансии в блогах компаний, где хотел бы получить оффер. Почти 20% ИТ-специалистов ищут работу в социальных сетях (Telegram, Facebook, "ВКонтакте"). При этом 60% опрошенных отметили, что получают предложения с вакансиями от HR-специалистов не реже одного раза в месяц.

Абсолютное большинство опрошенных (79,6%) отметили, что изменили свой подход к выбору работодателя за прошедшие полтора года. Почти каждый четвертый (23,7%) стал чаще обращать внимание на вакансии в других городах. А каждый десятый отмечает престижность бренда компании работодателя как важный фактор при поиске работы. Среди важных параметров идеальной вакансии четверть разработчиков отметили социальный пакет и условия труда (удаленная работа, бонусы и т.д.). Почти половина опрошенных считают, что важнее удаленки может быть только высокая заработная плата.

Согласно исследованию Super Job, пандемия COVID-19 сделала работодателей более лояльными к кандидатам, которые некоторое время не работали. По сравнению с 2019 г. стала более популярной позиция, что перерыв в трудовой деятельности отнюдь не говорит о низком профессионализме претендента. Сократилось число рекрутеров, сомневающихся в компетентности соискателя даже в случае короткой паузы в работе. А вот мнение о том, каких кандидатов следует считать летунами, за время пандемии коронавируса почти не изменилось. С точки зрения 42% HR-менеджеров, так можно назвать специалистов, меняющих работу чаще чем раз в год. Каждый третий специалист по кадрам по-прежнему считает, что летун - это тот, кто уходит на другую работу менее чем через полгода после последнего трудоустройства. Для 12% критична смена места работы чаще чем раз в три года. Лишь 9% рекрутеров вообще не считают летунами кандидатов, постоянно подыскивающих более интересные задачи или более выгодные условия.

Аналитики Super Job сообщают, что 53% россиян уверены, что принимать решения о смене работы следует по обстоятельствам, не привязываясь к конкретным срокам. Каждый пятый (19%) считает, что менять работу надо как можно реже. В том, что подыскивать новое место не реже чем раз в 5 лет, это хорошая карьерная стратегия, убеждены 11%. Устраиваться в другую организацию не реже чем раз в три года считают правильным 6% опрошенных, не реже чем раз в 10 лет - 4%. Лишь 1% россиян убежден, что менять работу следует ежегодно или даже чаще. Женщины чаще мужчин считают, что менять работу следует, не привязываясь к датам, а с учетом обстоятельств (56% против 49%). Мнение, что работу нужно менять как можно реже, наиболее распространено среди молодежи до 24 лет (24%) и респондентов с доходом менее 30 тыс. руб. (23%).

"Деньги мотивируют далеко не всех. Среди участников нашего опроса почти 30% признались, что ищут интересные задачи и возможность профессионального развития. В ИТ вы просто не можете остановиться и не получать новые знания, не тестировать и не проверять себя. Одной из лучших возможностей получить интересные задачи и даже оффер от крупных компаний все чаще становятся не отклики на вакансии, а ИТ-чемпионаты и соревнования", - комментирует руководитель платформы All Cups Дмитрий Санников.

Руководитель проекта BrandUp&YounGo в Kontakt InterSearch Russia Анастасия Стасева объясняет, что рост доли соискателей, для которых важен бренд компании, - действительно тренд для ИТ-индустрии. "Перед тем как откликнуться на вакансию, потенциальный сотрудник изучает отзывы, как положительные, так и отрицательные, обращается к публикациям компании в интернете, анализирует ее имидж. Нередко соискатель отказывает работодателю, видя, что вакансия размещена слишком долго. Все это говорит лишь о том, что тенденция будет усиливаться, а бренд компании и ее репутация станут основополагающими факторами при выборе места работы. Причем речь идет не про маркетинговый бренд и продукт - он давно является ключевым фактором при выборе места работы для ИТ-специалистов, - а именно про бренд компании как работодателя", - отмечает Анастасия Стасева.

Руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова рассказывает, что, как и несколько лет назад, так и сейчас, заработная плата и условия работы являются одними из важнейших критериев при выборе работы для ИТ-специалистов. При этом, говорит Мария Игнатова, результаты исследования hh.ru, проведенного летом 2021 г., показывают, что для ИТ-соискателей удаленка сегодня все же выходит на первый план. Так, по словам Марии Игнатовой, 68% опрошенных ИТ-специалистов ответили, что скорее выберут того работодателя, который предоставит им возможность удаленной работы. Вместе с этим половина респондентов отметили, что данный пункт обязательно должен быть отражен в вакансии - без отметки о возможности удаленки 30% респондентов даже не будут ее просматривать.

"Сфера ИТ была и остается в числе тех, где бал правят не работодатели, а соискатели. Подобрать профессионалов в этой области - задача не из легких. На рынке повышенная конкуренция за высококвалифицированных сотрудников, причем не только внутри нашей страны - российские компании также борются за лучшие кадры с западными. А повышенная конкурентность среды, в свою очередь, положительно сказывается на предложениях для соискателей как с точки зрения заработных плат - согласно hh.ru, зарплатная вилка ИТ-вакансий начинается от 70 тыс. руб. для juinor’ов и традиционно достигает полумиллиона рублей, - так и с точки зрения лучших условий для работы, например возможности удаленки. При этом данные hh.ru показывают, что сегодня для кандидатов сам по себе бренд и хорошие условия труда - это еще не гарантия привлечения специалистов: большинство из них (83%) все же предпочтут интересный проект в неизвестной компании работе над неинтересным проектом в крупном бренде (17%)", - сообщает Мария Игнатова.

Директор департамента по подбору персонала для технологичных рынков компании Kontakt InterSearch Russia Анастасия Овчаренко объясняет, что внимание соискателей делится на отсекающие критерии и оцениваемые. Главный отсевающийся критерий при выборе места работы - уровень заработной платы. По ее словам, как только удовлетворена базовая финансовая потребность, соискатель начинает оценивать бренд работодателя, условия работы, дополнительные немонетарные факторы. Анастасия Овчаренко считает, что это не менее значимый фактор, однако он начинает играть роль только после удовлетворения первичной потребности в заработной плате.

"В целом рынок ИТ перегрет. Это говорит о высоком спросе на квалифицированных специалистов - они могут позволить себе завысить финансовую планку. Однако важно понимать: пока сотрудникам ставят в один ряд заработную плату, комфорт рабочего места, дополнительные возможности, они скорее всего выберут материальные факторы. Пока люди не испытывают эмоциональной привязки, они занижают значимость бренда. При этом, когда сотрудник действительно сталкивается с реальной проблемой, он уделяет большее внимание бренду. Значимость бренда работодателя ярко демонстрируют последние два нашумевших кейса с компаниями Xsolla и "Вкусвилл". В комментариях и обсуждениях явно прослеживается посыл аудитории: "Я не хочу работать у вас". Значимость бренда работодателя для сотрудника возникает, как только он сталкивается с проблематикой HR-бренда. Люди сравнивают позиционирование компании и реальную обстановку, поскольку именно эти факторы создают понятие "бренд". В целом значимость бренда можно оценить гораздо выше 10%. Это в первую очередь зависит от негативного опыта сотрудника", - отмечает Анастасия Овчаренко.

Исполнительный директор Sibling smart home Михаил Шкляр говорит, что удаленная работа стала намного доступнее для самых разных сфер. Соответственно, если раньше такой формат воспринимался как преимущество, то сейчас это просто вариант организации труда. Поэтому, по словам Михаила Шкляра, этот критерий потерял свою значимость, а деньги вышли на первую роль, хотя они были важны и до этого. "Также стоит учитывать высокий размер инфляции в России, из-за которой специалисты ожидаемо будут запрашивать больший уровень доходов. При этом есть тенденция к росту зарплат в ИT-секторе, поэтому такие ожидания во многих случаях будут оправданны. Что касается роста значимости бренда, то такой тренд также есть, так как обычно у таких компаний и более комфортные условия труда, и больше перспектив для развития. В целом при выборе конкретной вакансии кандидаты будут оценивать все эти факторы - деньги, бренд и возможность удаленной работы", - считает Михаил Шкляр.

Новости из связанных рубрик