© ComNews
21.07.2021

Развитие информационных технологий все ощутимее влияет на трансформацию бизнеса и общества, но есть процессы, ключевые принципы которых необходимо сохранить неизменными даже в условиях прогресса. Например, голосование - благодаря развитию технологий его теперь можно проводить дистанционно в электронном виде. Однако, даже несмотря на пандемию Covid-19, пока этот метод распространяться не спешит - не все страны могут до конца решить главную задачу - как сделать его не только удобным, конфиденциальным, но и обеспечивающим полное соблюдение законодательства.

Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) значительно упрощает процесс подачи голоса избирателями, охватывая более широкий их круг (включая избирателей с ограниченными возможностями, а также находящихся за рубежом). ДЭГ не только позволяет избирателям участвовать в выборах и референдумах различного масштаба без посещения избирательных участков, но и, как следствие, значительно увеличивает процент явки. Поэтому развитие ИТ делает ДЭГ одним из самых перспективных способов организации избирательных процессов.


История развития ДЭГ насчитывает более десятилетия с момента, когда отдельные государства начали первые эксперименты использования этого способа голосования. Среди первопроходцев — Эстония и Швейцария. Пилотные использования ДЭГ стартовали в США, Японии, Канаде, Франции, Великобритании, Австралии, Норвегии и целом ряде других стран. Вот лишь некоторые из примеров того, как различные государства делали шаги в направлении развития ДЭГ.

Мировой опыт

Эстония: Estonia Internet Voting System

В Эстонии систему ДЭГ начали разрабатывать еще в 2002 году, а впервые использовали лишь 3 года спустя — на муниципальных выборах в 2005 году. В 2013 году принципы ДЭГ закрепили законодательно, и сегодня оно применяется наряду с бумажным голосованием.

В эстонскую систему ДЭГ входит несколько функциональных модулей: приложение для избирателя, сервер переадресации голосов, который отвечает за аутентификацию пользователей и отправляет бюллетени на сервер для хранения голосов в виде зашифрованных бюллетеней, а также приложения для подсчета голосов избирателей. При этом удаленная аутентификация пользователей реализована с применением электронных удостоверения личности (ID-карты, аналог паспортов), которые также содержат сертификаты для электронной подписи.

Несмотря на многолетнюю историю разработки ДЭГ в Эстонии, ошибки системы случались. Например, в 2017 году, после сбоя в работе сертификатов 750 тыс. ID-карт, эстонский политик (Министр внутренних дел с 2019 года до его отставки в конце 2020 года) Март Хельме предложил отменить электронное-голосование, так как "из-за этой ошибки можно изменить личность человека".

Сегодня, тем не менее, электронное голосование в Эстонии используется на выборах всех уровней – муниципальных парламентских, выборах в Европарламент и на референдумах. Официальная статистика показывает, что процент проголосовавших через интернет от общей явки в последние годы колеблется от 30,5% (парламентские выборы 2015 года) до 46,7% (выборы 2019 г. в Европарламент). ID-карты сегодня есть уже у 90% эстонцев. Согласно осеннему опросу Министерства обороны Эстонии, 57 % эстонцев считают использование государственных электронных услуг безопасным.

Норвегия: Norwegian Internet Voting Protocol

Система ДЭГ здесь разрабатывается с 2008 года. Впервые она использовалась на парламентских выборах 2011 года. В 2013 году отдельной группе избирателей в качестве эксперимента разрешили голосовать через интернет в период досрочного голосования.

Норвежская система ДЭГ содержит четыре основных элемента: электронная урна для голосования, генератор квитанций, служба дешифрования и аудиторы. Чтобы проголосовать, каждый избиратель должен войти в систему и авторизоваться с помощью персонального электронного устройства. На нем же делается выбор, а затем зашифрованный бюллетень отправляется в службу дешифрования.

Пилотные использования ДЭГ в Норвегии проводились неоднократно, однако в полном масштабе система пока не используется на выборах, так как остались нерешенными до конца вопросы, связанные с обеспечением тайны голосования, а также с защитой от внешних и внутренних угроз.

Швейцария: Swiss Online Voting

В Швейцарии система ДЭГ разрабатывается более 10 лет. Для участия в голосовании избиратель заходит в систему и вводит заранее выданный ему ключ, после верификации которого можно делать выбор. С помощью ключа производится шифрование электронного бюллетеня. Получает, обрабатывает и хранит голоса сервер для голосования.

В ходе проведенных тестирований и пилотных использований в ДЭГ возникли отдельные вопросы к выполнению требований безопасности и открытости систем. Сейчас идет доработка системы, нацеленная на дальнейшее применение ДЭГ как основной формы голосования.

Похоже, что пандемия Covid-19 заставила пересмотреть взгляды Швейцарии на ДЭГ. Еще в 2019 г. в Берне запущена инициатива о внедрении моратория на электронное голосование. Комитет, в который вошли эксперты в области информационной безопасности, считает, что этот способ народного волеизъявления ненадежен и представляет большую опасность для прямой демократии. А в июле 2020 г. парламент Швейцарии пообещал, что изучит возможность и целесообразность введения дистанционной электронной системы голосования для депутатов. "Кризис будет способствовать развитию цифровых технологий в области демократии, - предсказывает швейцарский политолог Паскаль Скьярини (Pascal Sciarini) из Женевы. - Мы понимаем, что не застрахованы от следующей волны пандемии или от другого подобного кризиса. Коронавирус, возможно, даст толчок и еще одной попытке внедрения электронного голосования". " "Будь у нас электронное голосование, нам не пришлось бы отменять майский референдум", - посетовала Директор Организации швейцарцев за рубежом (АSO) Ариана Рустичелли (Ariane Rustichelli).

Канада: муниципальные пилоты

Электронное голосование применяется в Канаде с 2003 года на выборах местного уровня. Причем в разных муниципальных образованиях использовались разные системы ДЭГ.

Впервые ДЭГ внедрили в ходе досрочного голосования в Маркхэме — одном из крупнейших городов столичного округа Торонто. Избиратели голосовали на специальном сайте, доступ к которому можно было получить с помощью PIN-кода и ответа на секретный вопрос.

В 2006 году, в другом городе этого же округа — Питерборо — также ввели ДЭГ. Избиратели получали электронное письмо с уникальным идентификатором, заходили на специальный сайт с помощью идентификатора и кода безопасности (CAPTCHA) и регистрировались там. После регистрации избиратель получал карточку с PIN-кодом и информацией для входа уже на сайт для голосования.

В 2008 году пилот по внедрению ДЭГ реализовали в Галифаксе. Здесь не нужно было регистрироваться заранее. Каждый избиратель получал письмо с уведомлением о возможности проголосовать электронно и PIN-кодом. В любой момент в течение трех дней он, введя CAPTCHA и используя свой PIN-код и дату рождения для подтверждения личности, мог проголосовать на специальном сайте либо по телефону.

В целом, в различных провинциях Канады так и не пришли к единому мнению о необходимости применения электронного голосования. В докладах провинции, отказывающиеся внедрять ДЭГ и дае выпустившие моратории на это, ссылаются на три основные проблемы с электронными машинами для голосования на муниципальных выборах: неточная законодательная и административная основа, отсутствие технических спецификаций, норм и стандартов, плохое управление системами голосования (особенно отсутствие мер безопасности).

Несмотря на пандемию власти Каналы опасаются внедрять ДЭГ. 26 мая 2020 года организация "Выборы Канады" обнародовала заявление о голосовании во время пандемики COVID-19, включая заявление об интернет-голосовании. "Осуществление такого изменения потребует значительного планирования и проверки, с тем чтобы голосование сохранило определенные аспекты, включая конфиденциальность, секретность, надежность и целостность. С учетом текущих условий в настоящее время этот вариант не может быть изучен должным образом", - говорится в сообщении.

США: Help America Vote Act

В США в 2002 году был принят федеральный закон Help America Vote Act ("Поможем Америке голосовать") для совершенствования электронного голосования. Однако долгое время он оставался лишь теорией из-за невозможности обеспечить высокий уровень безопасности.

В 2018 году в стране провели экспериментальное ДЭГ с использованием технологии блокчейн в ходе выборов в Конгресс. В эксперименте участвовали граждане, проживавшие на момент выборов за пределами США. Голосование проходило в приложении Voatz. Для участия в выборах нужно было пройти идентификацию, загрузить на платформу фото документа, удостоверяющего личность, а также короткий видеоролик в портретном режиме. Система верифицировала данные, после чего можно было оставить голос, который автоматически попадал в цифровой реестр. В завершении процесса требовалось приложить палец к дактилоскопическому датчику на смартфоне или включить функцию распознавания лиц. После этих выборов эксперты сошлись во мнении, что голосование на основе технологии блокчейна небезопасно и не решает всех проблем кибербезопасности при голосовании. Профессор Мичиганского университета Алекс Холдерман тогда называл блокчейн-голосование "рекламной шумихой". По его словам, блокчейн не может решить сразу несколько проблем с мобильным голосованием — например, сохранение анонимности или зараженные вирусами смартфоны. "Этот вопрос стоит изучать, но, возможно, пройдут десятилетия, прежде чем мы достигнем поставленной цели", - считает Холдерман. WP специалист по безопасности на выборах Морис Тернер отметил, что система не застрахована от подделки фотографий и видео, которые в нее загружают, а тем более от манипуляций со списками избирателей. Способа, который работал бы надежнее, чем бумажные бюллетени, которые подсчитывают люди, пока нет, уверен Морис Тернер. Но он признает, что процесс перехода на цифровые системы голосования неизбежен. "Мы подходим к тому времени, когда среднестатистический избиратель вырос среди гаджетов. Если мы сможем это принять, мы сможем отрегулировать этот процесс. Мы сможем начать думать о правилах, предписаниях и мерах безопасности при электронном голосовании", — сообщил Тернер.

Неизбежность процесса перехода на ДЭГ для США (как и для других стран) настала уже в 2020 г. во время пандемии коронавируса. "Первый раз в истории страны стоит серьезно подумать о том, чтобы отменить итоговые съезды демократов и республиканцев (на них определяются кандидаты в президенты) и другие предвыборные мероприятия, а также рассмотреть возможность электронного голосования на выборах в ноябре 2020 г.", - отметил аналитик Foreign Policy Лори Гаррет. Однако в июне 2020 г. в системе онлайн-голосования в США нашли серьезные уязвимости и она не была использована на выборах.

Несмотря на солидную историю развития, ДЭГ как метод голосования используется в реальных избирательных кампаниях пока в относительно небольшом количестве стран. Причин несколько. С одной стороны, есть общие принципы, заложенные в основы избирательных процессов: конфиденциальность волеизъявления, открытость и прозрачность деятельности избирательных органов, защита от несанкционированного вмешательства. С другой стороны, есть уникальные особенности госрегулирования процессов выборов, принятых в каждой стране. Это требует кастомизированных подходов к созданию систем ДЭГ и собственного пути внедрения.

При этом ДЭГ должно также обеспечить конфиденциальность и неизменность сделанного избирателем выбора в процессе голосования. Реализация этих принципов невозможна без достижения определенного уровня развития информационных технологий и их грамотной адаптации. Так появление технологии распределенного реестра - блокчейна - позволило решить целый ряд задач, связанных с вопросами безопасности и прозрачности хранения данных. Сегодня блокчейн используют в качестве основного элемента ДЭГ.

Российский потенциал

Российская избирательная система оценивает потенциал ДЭГ достаточно высоко, считая его одним из высокоэффективных методов голосования, и движется в направлении его активного использования. При этом избирательное законодательство России - одно из наиболее строгих в части организации избирательного процесса и контроля за его ходом и результатами. Поэтому в реализации российского ДЭГ учитывается весь передовой мировой опыт и применяются уже опробованные методы и наработки, а также наиболее перспективные технологии.

В России одним из первых наиболее заметных экспериментов применения дистанционного голосования на базе блокчейн-технологий стали выборы в Московскую городскую думу 2019 года. В июне 2020 года в ходе голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ онлайн могли высказаться уже не только жители Москвы, но и Нижегородской области. А в сентябре систему ДЭГ, разработанную в "Ростелекоме", ЦИК России использовал на дополнительных выборах в Государственную думу — тогда возможность воспользоваться ею получили избиратели в Курской и Ярославской областях. Следующим этапом масштабного использования ДЭГ в российской избирательной практике должен стать Единый День Голосования, который состоится 19 сентября 2021 года. Платформу для проведения ДЭГ на федеральном уровне также предоставляет "Ростелеком".

Что дальше?

За последние два десятилетия мир протестировал несколько технологических подходов к организации удаленного электронного голосования. И хотя пока ни в одной стране системы ДЭГ не были внедрены в полном масштабе, можно ожидать, что эти попытки продолжатся, а значит, с дальнейшим развитием технологий избирательные процессы ждет трансформация. В конце концов, процесс голосования — это государственная услуга, от которой люди эпохи цифровизации ожидают доступности, прозрачности, безопасности и удобства. И страны заинтересованы в том, чтобы охватить таким сервисом максимальное количество своих граждан, где бы они не находились.