Экосистемы поборются за поиск
Такие данные приводятся в опросе Online Market Intelligence (OMI), проведенном для "Яндекса".
Исследование показало, что наблюдается смена поисковых привычек россиян. В первую очередь это касается молодых людей. Согласно данным опроса, более 70% участников 18-24 лет используют несколько каналов поиска наравне с поисковиками. А каждый пятый в возрасте от 18 до 34 лет заявил о трех и более способах решить запрос. Классические поисковые системы по-прежнему занимают важное место как способ поиска в интернете, однако заметно, что решение поисковых задач уже выходит за рамки одного канала. В дальнейшем эта тенденция будет усиливаться.
В пресс-службе МТС сообщили, что пользователи экосистемы МТС активно применяют поиск на портале "МТС Медиа", который является подразделом официального сайта компании. На портале сосредоточены подробные материалы о цифровых сервисах, подборки игр и сериалов, полезные материалы о том, как правильно и быстро с помощью цифровых сервисов решать повседневные бытовые задачи.
"Мы подтверждаем, что клиенты активно задействуют для информирования и обслуживания инструменты, отличные от поисковиков. Например, наше операторское приложение "Мой Tele2" стало одной из главных точек контакта клиента с компанией. Оно аккумулирует все срезы экосистемы Tele2, и возможности приложения значительно шире управления услугами, пополнения баланса. Оно включает дистанционную активацию SIM-карт, предложения от наших партнеров, канал общения со службой поддержки, подбор индивидуальных продуктов с помощью ИИ, ссылки на полезные статьи, новые "фишки" от онлайн-кинотеатра. Приложение удобно и понятно клиенту, в нем очень просто ориентироваться, многие клиенты стали предпочитать его десктопной версии сайта с классическим встроенным поисковиком", - рассказали в пресс-службе Tele2.
Руководитель отдела SEO и партнерских программ маркетплейса "СберМегаМаркет" Кирилл Лымарь отмечает, что аудитория уходит от классического поиска товаров и услуг и выбирает более удобные источники информации - например, маркетплейсы. Это обусловлено тем, что пользователь хорошо знает, какая информация представлена на платформе по продукции, продавцу или нужным ему категориям товаров. А при использовании поисковых систем потребитель не может быть уверен, надежный ли интернет-магазин выпадет в выдаче и получит ли он полную информацию.
"С точки зрения покупателей эта тенденция имеет положительные изменения. Пользователи на маркетплейсах быстрее находят ответы на свои запросы, получают гарантировано весь набор необходимой информации, в том числе отзывы, и при этом не отвлекаются на дополнительные сервисы и лишний "информационный шум". В борьбе за первое касание со стороны клиента маркетплейсы на текущий момент вполне успешно могут составить конкуренцию поисковикам", - считает Кирилл Лымарь.
Он уверен, что если смотреть на зарубежный опыт, то можно считать эту игру проигранной поисковыми системами. Смена пользовательского поведения и восприятия информации несет в первую очередь выгоду самим пользователям, а уже как результат удовлетворенности пользователей повышается объем аудитории площадок, поэтому, конечно, и рекламных бюджетов на маркетплейсах становится больше. Тем не менее в отношении увеличения рекламы всегда необходимо выдерживать баланс между потребностями клиентов, качеством и количеством предлагаемой рекламы. В противном случае, отмечает Кирилл Лымарь, ее переизбыток будет влиять негативно на пользовательский опыт.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отмечает, что мы можем искать информацию не только при помощи традиционной информационно-поисковой системы, но и задавая вопросы своим знакомым или экспертам. Зачастую такой способ поиска дает дополнительную ценность. Поэтому на него всегда возлагали большие надежды, тем более что создание традиционной поисковой системы вроде "Яндекса" или Google стало чрезмерно дорогим удовольствием. Европа не нашла для этого средств, не говоря уже об остальном мире, и, за исключением пяти стран, своих популярных поисковых машин ни у кого нет.
"Однако экосистемы не могут не задумываться о том, что у Google, Baidu и "Яндекса" свой поиск есть, а у них нет, поэтому всегда приходится позволить поисковой машине запустить нос в свои владения. Холдинги, которые мы называем экосистемами, этого очень не любят, так же как до них это не любили порталы. Ведь они всегда мечтают о том, чтобы пользователь ни на секунду не мог вырваться из их объятий и ни в коем случае не дорвался до конкурирующих сервисов", - подчеркивает Леонид Делицын.
"Впрочем, до сих пор такие надежды никуда не вели. Несколько лет назад можно было подметить любопытную закономерность. В каждой третьей стране мира самым популярным сайтом был Facebook, а в остальных - Google. Причем к Facebook тяготели страны, где в среднем интернетом начали пользоваться недавно. Для новичков спросить друга проще, чем сформулировать запрос к поисковой системе. Впрочем, Google от этого ушел и перебрался в адресную строку браузера, так что весь мир волей-неволей все равно оказался в его руках", - отмечает Леонид Делицын.
Если бы существовал способ составить конкуренцию поисковикам дешевле, чем за $5 млрд, то он был бы уже реализован, считает Леонид Делицын. Объем венчурных инвестиций в перспективные стартапы доходит сегодня до нескольких миллиардов долларов.
"Если бы самые умные и богатые люди планеты верили в шанс откусить кусок пирога, который поедает Google, то давно вложили бы эти деньги, и в поиске была бы конкуренция. Причем, скорее всего, вложились бы в "Яндекс". А раз этого не происходит, значит, пока те, кто способен инвестировать в такой проект, в его перспективы не верят. Поэтому, скорее всего, экосистемы выжмут максимум из этой идеи, напомнят рекламодателям, что можно размещать поисковые запросы и у них, но монополию существующих поисковых систем поколебать не смогут", - уверен Леонид Делицын.
Эксперт считает, что тенденция на альтернативные способы поиска сможет привлечь больше рекламы на площадки экосистем, но не более 2-3%.
Аналитик "Фридом Финанса" Евгений Миронюк отмечает, что непосредственный поиск информации гражданами и организациями посредством социальных сетей, специализированных приложений, маркетплейсов и т.п. остается нишевым. Чаще всего данными источниками поиска информации пользуются алгоритмизированные поисковые системы в интересах коммерческих организаций. То есть сам по себе информационный ресурс таких источников информации огромен и им пользуются в том числе экосистемы, но как массовый источник поиска информации социальные сети и приложения практически не применяются.