CityTech-решения стали неотъемлемой частью жизни москвичей. Среди ключевых преимуществ использования CityTech-сервисов 78% москвичей выделяют экономию денег, а 64% респондентов готовы полностью перейти на использование CityTech-сервисов для решения повседневных задач.
© ComNews
06.07.2021

Такие данные приводят Департамент информационных технологий (ДИТ) города Москвы и портал ICT.Moscow по итогам исследования.

После снятия ограничений, связанных с пандемией COVID-19, те, кто уже пользуются CityTech-сервисами, планируют продолжать их применять и далее. Согласно опросу, в настоящее время 59% респондентов пользуются решениями и сервисами CityTech несколько раз в неделю (22% - каждый день, 37% - реже).

Авторы исследования выяснили, что основным драйвером использования СityTech-сервисов и решений является возможность сэкономить деньги - это ключевое преимущество для 78% опрошенных. Экономия времени и удобный доступ в любое время и любом месте очень важны для 73% москвичей в каждом случае.

Около 2% респондентов указали, что не пользуются CityTech-сервисами и решениями. Основным барьером для применения таких решений они назвали привычку разбираться с возникающими проблемами лично. Кроме того, некоторые опасаются сбоев при оплате, ведущих к потере денежных средств.

В пресс-службе ДИТ отметили, что, создавая CityTech-решения, город не только предоставляет новые сервисы и инструменты для горожан, но и трансформирует собственные модели управления, делая их более открытыми, эффективными и адаптивными к внешним изменениям. Однако ключевой задачей CityTech-решений остается повышение качества жизни в мегаполисе и удовлетворение потребностей горожан.

Что касается дальнейшего развития CityTech-направления в Москве, то город продолжит создавать и модернизировать сервисы для жителей. Как рассказали в пресс-службе ДИТ, это не только повседневные сервисы (например, связанные с ЖКХ, транспортом или медициной), но и принципиально новые, ценностные сервисы, которые позволяют горожанам взаимодействовать друг с другом, реализовывать совместные инициативы и помогать тем, кто в этом нуждается.

В пресс-службе ДИТ отметили, что в основе работы по развитию городских цифровых решений - анализ пользовательского опыта и обратной связи от горожан, изучение мировых трендов и успешных кейсов как других мегаполисов, так и крупных ИТ-компаний. При этом в мире постоянно появляются новые технологии и новые способы их применения. Для больших городов особенно актуально использование в CityTech-проектах сквозных технологий - прежде всего технологий искусственного интеллекта, анализа больших данных, интернета вещей и блокчейна, а в перспективе - сетей 5G.

В исследовании ДИТ и Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) говорится, что жители Москвы уже хорошо владеют базовыми цифровыми навыками: 47% москвичей, работающим удаленно, не потребовалось ничего специально делать для организации работы из дома, 27% - понадобилось адаптировать домашнее пространство. При этом большинству компаний потребовалось расширить технологическую инфраструктуру.

Исследование показало, что пандемия коронавируса существенно повлияла на использование цифровых решений в повседневной жизни горожан. Наиболее ярко это проявилось в развитии доставки продуктов питания на дом (на 17% больше жителей стали пользоваться сервисами доставки после начала пандемии), получении цифровыx государственныx услуг, потреблении сервисов электронной коммерции. Кроме того, 43% москвичей признались, что стали больше времени проводить дома, а 25% отметили, что чаще используют интернет.

Тем не менее по отношению к численности населения и номенклатуре у CityTech-сервисов пока довольно невысокое распространение. Директор по развитию продаж в государственном секторе компании "Т1 Интеграция" Сергей Прошлецов отмечает, что в настоящее время CityTech в основном появляется в субъектах с профицитным бюджетом. Остальные в состоянии решить эту задачу преимущественно за счет федеральных субсидий.

Сергей Прошлецов отмечает, что в регионах развиваются сервисы CityTech, связанные с предоставлением населению госуслуг и жилищно-коммунальных услуг. Основными драйверами для развития CityTech являются показатели и индикаторы деятельности региональных властей, задаваемые на федеральном уровне в направлении цифровизации. В отдельных случаях учитывается экономический эффект. Сдерживает развитие CityTech дефицит бюджета в регионах и необходимость оказывать значительной части населения услуги в традиционном виде - из-за неготовности или невозможности пользования цифровыми сервисами.

Директор департамента развития бизнеса компании "Рексофт" Николай Потапов подчеркивает, что другие регионы равняются на Москву. Во многом в регионах работают решения, единые для всей страны: навигаторы, заказ такси, запись к врачу, оплата парковок.

"Кроме того, есть сервисы, важные для каждого региона индивидуально. Например, Петербург исторически является крупнейшим центром туристического притяжения как для российских, так и зарубежных граждан. Цифровизация туристической отрасли несет не только комфорт для гостей города, но и упорядочение и учет многих важных вещей в плане городского хозяйства - гостиничного бизнеса, транспорта, логики и разгрузки посещения музеев. Такие решения помогут гармоничнее планировать инвестиции в развитие туристической отрасли города и области, а также туристические потоки, что важно не только для гостей города, но и жителей", - отмечает Николай Потапов.

Если же говорить о росте статистики потребления, то идет смена поколений, которая ведет к изменению парадигмы по готовности потребления цифровых сервисов, подчеркивает Николай Потапов. Молодые люди в большинстве своем не мыслят себя без приложений, упрощающих жизнь.

CityTech-сервисы развиваются в регионах в области медицины, дистанционной торговли и любого дистанционного взаимодействия, что во многом связано с пандемией.

Директор технического департамента "ХайТэк" Дмитрий Ласьков отмечает, что широкое применение систем умного города можно отметить в сфере ЖКХ: сбор данных с помощью умных счетчиков, огромное количество проектов по управлению энергопотреблением, есть удачные кейсы по мониторингу наполненности мусорных баков.

"Самым популярным, на мой взгляд, направлением развития в регионах является транспорт. Сюда можно отнести каршеринг, аренду самокатов, умные остановки, платные парковки и различные мобильные приложения, предоставляющие удобства в использовании транспортной инфраструктуры для населения. Есть достаточно неожиданное применение CityTech в регионах. Московская компания сделала разработку для оценки климата в офисах. Данное решение масштабировано в регионы для мониторинга климата в церквях, что позволяет обеспечить особые климатические условия для сохранения исторических ценностей", - рассказывает Дмитрий Ласьков.

"CityTech-решения позволяют более эффективно использовать существующие подходы к развитию территорий, что для такой большой страны, как Россия, достаточно важно. Технологии помогают объединять людей на обширной территории нашей страны и способствуют повышению качества жизни. Многие услуги, которых ранее в регионах не было, сегодня становятся доступными. Огромным драйвером для скачка в развитии медицинских CityTech-сервисов в регионах является пандемия. Активно развивается телемедицина, интернет-аптеки, электронные очереди в поликлиниках", - подчеркивает Дмитрий Ласьков.

К барьерам Дмитрий Ласьков относит ограничение в доступе к интернету в отдаленных регионах, низкие зарплаты, нехватку финансирования, высокую стоимость технологических решений, недостаток кадров. Не всегда готовые, обкатанные решения соответствуют тому, что необходимо в регионах.

Генеральный директор группы компаний ЦРТ Дмитрий Дырмовский отмечает, что CityTech-решения на основе искусственного интеллекта особо развиты в крупных городах, где инфраструктура позволила за короткий период внедрить широкий пул услуг в цифровом формате.

"Особое распространение приобрели решения в области компьютерного зрения - видеобиометрия. Новое востребованное направление, которое технологически готово, - биометрический, "по лицу", проход в аэропорты. Актуальны решения для получения финансовых услуг в дистанционном формате. Запрос на такие решения спровоцировал внедрение текстовых и голосовых роботов, голосовой и лицевой биометрии, антиспуфинга (защиты от взлома). В медицине востребовано голосовое заполнение медицинской документации, набирают популярность голосовые роботы для записи на прием к врачу, подтверждения визитов, переноса записи", - подчеркивает Дмитрий Дырмовский.

Он отмечает, что существуют внешние и внутренние сдерживающие факторы для проникновения и развития CityTech в регионах. Один из внешних факторов - это доступность широкополосного и мобильного интернета, что приводит к сложностям при доступе к цифровым услугам и, собственно, при построении таких сервисов вне крупных городов.

"Внутренний фактор - менее глубокий уровень осведомленности об успешном опыте внедрения цифровых решений. Этот фактор устраняется за счет получения позитивных референсов от внедрений: они стимулируют интерес, пилотные проекты, внедрения и масштабирование. К примеру, Центр диагностики и телемедицины зафиксировал в медицинских организациях Департамента здравоохранения Москвы сокращение на 22% времени на подготовку медицинских протоколов: до внедрения голосового ввода заполнение протокола занимало 5-6 минут, после внедрения - 3-4 минуты на протокол. Цифры говорят сами за себя. Так положительный опыт внедрения в столице помогает масштабировать новые цифровые решения в регионах, и это лишь один из примеров", - подчеркивает Дмитрий Дырмовский.

Новости из связанных рубрик