Обещанного 5G два года ждать
Руководитель проектов цифровой экономики корпоративного центра ПАО "Ростелеком" Денис Ляшенков говоря про барьеры внедрения сетей нового поколения, отметил, что проблем и задач здесь много. По его словам, компонентная база отечественного оборудования - не отечественная, и потому могут возникнуть проблемы с поставками данного оборудования. Кроме того, как отмечает Денис Ляшенков, необходимо также решить проблему энергопотребления.
"Ростелеком", как сторона соглашения с правительством, ответственен за формирование спроса на отечественное оборудование и услуги с использованием сетей пятого поколения и в том числе за формирование требований к отечественному оборудованию. Со своей стороны, мы, как центр компетенций сбора данных, собрали с операторов связи такие требования и передали их другой стороне соглашения - "Ростеху", для того чтобы данное оборудование смогли создать в ближайшие несколько лет объединения разных компаний", - объяснил Денис Ляшенков.
Руководитель ЦК НТИ по технологиям беспроводной связи и интернета вещей, доцент "Сколтеха" Дмитрий Лаконцев подтвердил, что в настоящий момент нет отечественного вендора, который мог бы создать, собрать и поставить оператору комплексное решение. "Операторы сейчас не готовы взять сырое, недоработанное, уступающее по качеству оборудование, просто потому, что для его эксплуатации на своей сети нужно значительно повысить OPEX, компетенцию персонала внутри оператора", - рассказал Дмитрий Лаконцев. Кроме того, по его словам, не хватает нормативной базы и мер поддержки государства, хотя работа, проделанная за последние несколько лет в этой сфере, по мнению Дмитрия Лаконцева, огромна.
"Ситуация очень сложная и неоднозначная, потому что, с одной стороны, мы говорим про 5G, который востребован экономикой, но востребован ли 5G отдельно взятыми людьми при том среднем чеке и ARPU, который есть в России, - вопрос неочевидный. Это все складывается в США или Южной Корее, когда абонент платит от $30 до $50 в месяц и готов платить $60-70. Но если абонент платит $5 и готов платить $7, то станет ли от этого легче нашему оператору, внедряющему 5G, потому что высокие частоты, плотность размещения базовых станций - это просто объективно сложно, даже если бы это было готовое оборудование", - задается вопросом директор по маркетингу и системным исследованиям "НТЦ Протей" Владимир Фрейнкман.
По оценке вице-президента МТС по технике Виктора Белова, в первую очередь не хватает регуляторных решений. "Самая главная проблема - это то, что у нас до сих пор ни производитель, ни оператор не понимают, какие частоты они получат. Это очень важно, это в том числе мешает и тестированию оборудования. У нас пока на горизонте не светит использовать в сетях пятого поколения только терминалы российского производства. Все понимают, что это нереально, тем не менее сертификацию этих устройств пора бы уже открыть, так как производители не могут легально завозить устройства. На мой взгляд, это самая главная проблема. Элементная база и все остальное - это уже вопрос того, насколько глубоко государство хочет эту историю локализовать. Устроит ли его владение технологиями верхнего уровня: владение интеллектуальной собственностью, математикой, кодом - или нужно, чтобы и весь силикон был исключительно российского производства? Это большой вопрос", - рассказал Виктор Белов.
В финале, начальник управления корпоративной ИТ-инфраструктуры ДИТАТ ПАО "Газпром нефть" Иван Эрих назвал три основных барьера внедрения 5G в нефтегазовой промышленности.
"Первый момент - это необходимость внесения изменений в законодательство и нормативные документы, связанная с тем, чтобы была возможность отчуждения частот и передачи их корпоративному заказчику. Потому что, если мы говорим про частную корпоративную сеть, для нас очень важно, чтобы была полная возможность управления этой сетью, а не только той структурой, которую мы создаем. И с точки зрения информационной безопасности - это краеугольный камень. Второй момент - это текущий тренд на импортозамещение. Есть такой сдержанный оптимизм, что к 2023 г. у нас будет прогресс и решения с точки зрения отечественного оборудования. Но здесь очень важно обеспечить и поддерживающие процессы: логистику этого оборудования, планирование частот, монтаж, все необходимые услуги, которые также являются ключевыми для корпоративных заказчиков. И вот здесь у меня нет уверенности. Об этом нужно думать прямо сейчас, чтобы это нас не отодвинуло дальше к 2024 г. и 2025 г. И третий момент: поскольку сейчас частоты, которые выделяются российским операторам, отличаются от тех, которые выделяются в США и Китае, это скажется на ценообразовании конечного оборудования. С учетом того, что для корпоративных заказчиков очень важна экономическая эффективность, риск, что оборудование будет стоить дороже, потому что оно будет выпускаться мелкими партиями, очень важен", - объяснил Иван Эрих.